Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Казань, ул. Кремлёвская, д.14
Адрес прокуратуры Республики Татарстан
+7 (843) 291-19-25
дежурный прокурор

+7 (843) 291-18-96
канцелярия

Вопросы и ответы

Вопросы и ответы
1. Об обжаловании ответа прокуратуры на обращение
Вопрос

Я не согласен с ответом прокуратуры района по жалобе на действия судебных приставов (я просил провести проверку и привлечь приставов к уголовной ответственности). Могу ли я, являясь индивидуальным предпринимателем, обжаловать ответ прокуратуры в Арбитражный суд?



Ответ

Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Спор заявителя и прокуратуры о полноте рассмотрения жалобы не носит экономического характера, непосредственного отношения к предпринимательской деятельности также не имеет.

Поэтому правильнее обратиться в суд общей юрисдикции в соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающей предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе. 23.04.2018


2. Разъяснения норм трудового законодательства
Вопрос

Я обратился к работодателю с ходатайством о трудоустройстве, по предложению которого прошел предварительный медицинский осмотр, оплатив стоимость оказанных услуг. Однако в трудоустройстве мне было отказано со ссылкой на отсутствие вакантных мест, трудовой договор не заключался. Возникли ли в данном случае трудовые отношения, поскольку по направлению работодателя я уже прошел предварительный медицинский осмотр, могу ли я обратиться в суд с иском о восстановлении на работе?



Ответ

В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.

Согласно ст. 67 ТК РФ, трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Поскольку трудовой договор между Вами и работодателем не заключался, к трудовым обязанностям Вы в надлежащем порядке допущены не были, то трудовые отношения не возникли.

Таким образом, оснований для обращения в суд с иском о восстановлении на работе в данном случае не имеется.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе. 16.04.2018


3. В каком случае можно привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов?
Вопрос

В каком случае можно привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов?



Ответ

Гражданина могут привлечь к ответственности за налоговые правонарушения, если он достиг возраста 16 лет. С этого же возраста, согласно ч.1 ст. 20 Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ)  возможно привлечение к уголовной ответственности за налоговые преступления.

В частности, при наличии определенных оснований  лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст.198 УК РФ  за уклонение от уплаты налогов, сборов, а также страховых взносов.

Привлечение гражданина к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов возможно, если данное деяние совершено:

1) определенным способом - путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно и которые являются основанием для исчисления и уплаты налогов, либо путем указания в налоговой декларации или таких документах заведомо ложных сведений;

2) в крупном или особо крупном размере.

Согласно примечанию №2 к ст.198 УК РФ крупным размером признается сумма налогов, составляющая за три следующих подряд финансовых года более 900 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов в совокупности, либо превышающая 2700000 руб.

Особо крупным размером признается сумма налогов, составляющая за три следующих подряд финансовых года более 4 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов в совокупности, либо превышающая 13 500 000 руб.

Кроме того, согласно примечанию №3 к ст.198 УК РФ, если гражданин совершил такое правонарушение впервые и полностью уплатил сумму недоимки, а также пени и штрафы, то к уголовной ответственности его не привлекут.

Для решения вопроса о возбуждении в отношении налогоплательщика уголовного дела, согласно положениям п.3 ст.32, п.3 ст.108 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция обязана направить в уполномоченные следственные органы соответствующие материалы при наличии одновременно следующих условий:

1) вынесено и вступило в силу решение налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;

2) налогоплательщику направлено требование об уплате налога, которое он не исполнил в полном объеме (включая указанные в требовании суммы недоимки, пени и штрафы) в установленный срок;

3) со дня окончания срока, установленного для исполнения требования об уплате налога, прошло два месяца;

4) размер недоимки (крупный или особо крупный) позволяет предполагать факт совершения правонарушения, содержащего признаки преступления.

 

При этом, следует иметь ввиду, что если налоговая декларация подана в налоговый орган и содержит полную и достоверную информацию, но при этом исчисленный на основании этой декларации налог не уплачен, привлечение к уголовной ответственности недопустимо. В таком случае согласно п.п. 1,3 ст.122 НК РФ возникает основание для применения налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату налога в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога или 40%, если неуплата умышленная.

Возможные случаи неуплаты налогов, которые могут повлечь уголовную ответственность:

 1. Непредставление декларации и неуплата налога на доходы физического лица (далее НДФЛ) с налогооблагаемых доходов, полученных от физических лиц, не признаваемых налоговыми агентами (пп.1 п.1, п.п.2, 3 ст.228 НК РФ). Например,  в случае получения гражданином дохода от сдачи имущества в аренду, который не задекларирован и сумма исчисленного налога на доходы физического лица составили крупный или особо крупный размер, установленный в примечании №2 к ст.198 УК РФ.

2. Непредставление декларации и неуплата НДФЛ с доходов от продажи имущества, принадлежавшего гражданину на праве собственности менее трех лет, а также от продажи недвижимого имущества, приобретенного в собственность после 01.01.2016 и находившегося во владении менее установленного минимального срока (п. 17.1 ст. 217, ст. 217.1, пп. 2 п. 1, п. п. 2, 3 ст. 228 НК РФ; ч. 3 ст. 4 Закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ).

3. Непредставление декларации и неуплата НДФЛ с доходов, полученных от организации, признаваемой налоговым агентом (например, от работодателя), при выплате которых не был удержан налог, о чем налоговый агент не сообщил в налоговый орган. Фактически под этот случай подпадает заработная плата, выплаченная работнику "в конверте" (п.п. 4 п. 1, п.п. 2, 3 ст.228 НК РФ).

Таким образом, субъектом  уголовной ответственности по ст.198 УК РФ может быть физическое лицо, не занимающееся предпринимательской деятельностью.

Максимальное наказание, которое может быть назначено гражданину за уклонение от уплаты налогов    в крупном размере - лишение свободы на срок до одного года, в случае уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере  - до  3 лет лишения свободы.

Отдел № 2 по надзору за следствием в органах внутренних дел. 05.04.2018


4. В каком случае полиция может проникнуть в жилище гражданина помимо его воли?
Вопрос

В каком случае полиция может проникнуть в жилище гражданина помимо его воли?



Ответ

Статья 12 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК РФ) также гласит, что    осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 165 данного Кодекса. Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 165 УПК РФ.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает случаи, проникновения в жилище граждан помимо их воли.

В частности, согласно положениям ч.5 ст.165 УПК РФ; ч.2 ст.15 Закона РФ «О полиции» №3-ФЗ; ст.8 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 №144-ФЗ в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, сотрудники полиции могут: осмотреть жилище, обыскать его и изъять искомые предметы на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения; войти в жилище в случаях, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

При этом следователь или дознаватель не позднее 3 суток с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия, с приложением копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве.

Кроме того, сотрудники полиции вправе войти в жилое помещение без согласия жильцов в случаях, предусмотренных ч.3 ст.15 Закона РФ «О полиции»:

- для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

- для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

- для пресечения преступления;

- для установления обстоятельств несчастного случая.

В соответствии с ч.4 ст.15 Закона РФ «О полиции», при проникновении в жилые помещения в указанных случаях сотрудник полиции вправе при необходимости взломать (разрушить) запирающее устройство, элементы и конструкции, препятствующие проникновению в указанные помещения.

В соответствии с ч.5, 6, 7 ст.15 Закона «О полиции», сотрудник полиции при проникновении в жилище, также должен выполнить определенные обязанности, в частности:

- перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, когда промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

- при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

- не разглашать ставшие известными ему в связи с проникновением в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

- проинформировать не позднее 24 часов с момента проникновения в жилище собственника и (или) проживающих там граждан, если проникновение осуществлено в их отсутствие.

Также необходимо отметить, что согласно положениям п.21 ст.5, ч.3 ст.164 УПК РФ, осмотр жилого помещения, обыск или выемка в ночное время (с 22 до 6 часов) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Отдел № 2 по надзору за следствием в органах внутренних дел. 05.04.2018


5. Может ли управляющая организация выставить прежний долг новому собственнику жилого помещения?
Вопрос

Разъясните пожалуйста может ли управляющая организация выставить прежний долг новому собственнику жилого помещения?



Ответ

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с частью 1 статьи 421 ГК РФ физические и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допустимо.

В силу ч. 1,2 ст. 153 ЖК РФ собственники (граждане) обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Следовательно, именно с момента возникновения права собственности на жилое помещение гражданин начинает нести бремя расходов за содержание данного имущества.

Кроме того, согласно п.2.3, п. 10 ст. 155 ЖК РФ информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размещенная в системе, должна соответствовать сведениям, содержащимся в платежном документе. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Обязанность оплачивать коммунальные услуги, предусмотрена в пункте 40 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные собственнику в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Не следует забывать, что в соответствии со ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Одновременно, согласно ч. 3 ст. 31 ЖК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Исключением из правил является п. 3 п.п. 3) Федерального закона № 257 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.07.2017, согласно которому в ч. 3 ст. 158 ЖК РФ указано, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.

Таким образом, согласно ст. 16 Федерального закона «О защите прав потребителей» условия договора являются недействительными если они ущемляют права потребителя. Запрещается обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных товаров услуг. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор услуг, возмещаются продавцом в полном объеме.

По выявленным нарушениям может усматриваться состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ (обман потребителя при реализации услуги). Рассмотрение указанных административных материалов возложено на органы Роспотребнадзора, а санкция предусматривает штраф от 10 до 50 тыс. рублей.

Прокуратура Приволжского р-на города Казани. 05.04.2018


6. О пенсии по инвалидности
Вопрос

Мою справку об инвалидности признали недействительной из-за формальных нарушений. Должен ли я теперь вернуть сумму пенсии по инвалидности, полученной мной на основании этой справки?



Ответ

В соответствии со статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, предоставленные гражданину, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Кроме того, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2018 № 10-П, в случае если справка об установлении инвалидности, выданная по результатам медико-социальной экспертизы, признана недействительной вследствие наличия лишь формальных (процедурных) нарушений при проведении экспертизы, притом что такие нарушения не повлияли (не могли повлиять) на оценку ограничений жизнедеятельности освидетельствуемого гражданина и не обусловлены недобросовестностью (противоправностью) с его стороны, денежные средства, полученные таким гражданином в счет пенсии по инвалидности, взысканию с него не подлежат.

Азнакаевская городская прокуратура. 05.04.2018


7. Можно ли привлечь к административной ответственности родителей учащихся за непосещение ребёнком в школе урока родного языка и литературы?
Вопрос

Можно ли привлечь к административной ответственности родителей учащихся за непосещение ребёнком в школе урока родного языка и литературы?



Ответ

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС), образовательными стандартами.

Согласно ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования предметные области по родному языку и литературе являются обязательными для изучения.

Учебный план является составной частью образовательной программы, разработка и утверждение образовательных программ отнесено к компетенции образовательной организации.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 43 Федерального закона обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

При этом родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Кроме этого, ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ установлена обязанность родителей по обеспечению получения детьми общего образования.

Статьей 5.35 КоАП РФ предусмотрена ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Таким образом, родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся не должны препятствовать своим детям в освоении образовательной программы в полном объеме.

Отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи. 05.04.2018


8. О порядке рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры, поступившие через ящик «Для обращений и заявлений»
Вопрос

В связи с отсутствием достаточного количества времени, можно ли не ожидая очереди в прокуратуру и не проходя на прием к работнику прокуратуры оставить заявление в ящике «Для обращений и заявлений». Не утеряется ли это заявление и будет ли зарегистрировано?



Ответ

В соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации в каждой прокуратуре есть ящик "Для обращений и заявлений", который размещается в доступном для граждан месте.

Корреспонденция из ящика вынимается ежедневно, на письмах проставляется штамп "Из ящика для обращений и заявлений" и указывается дата выемки, после чего они передаются на регистрацию и рассмотрение. Поступившая корреспонденция, изъятая из ящика «Для обращений и заявлений», регистрируется в общем порядке.

Согласно Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации корреспонденция из ящика ежедневно вынимается в Генеральной прокуратуре Российской Федерации работниками отдела прохождения корреспонденции управления документационного и методического обеспечения, а в других прокуратурах - специально назначенными работниками.

Регистрация обращений в соответствии с федеральным законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации и перечисленными выше Инструкциями производится в течение трех дней с момента поступления в орган и учреждение прокуратуры.

Таким образом, ящик "Для обращений и заявлений" в помещениях органов прокуратуры установлен для удобства граждан и самостоятельного выбора и использования ими формы реализации права на обращение.

Старший помощник прокурора по рассмотрению обращений и приему граждан . 05.04.2018


9. Основания и порядок производства обыска в помещении
Вопрос
Разъясните, пожалуйста, основания и порядок производства обыска в помещении?

Ответ

Основанием для производства обыска является наличие достаточных данных полагать о том, что в каком-либо помещении (доме, квартире, комнате общежития или гостиницы, на рабочем месте, в гараже), или ином месте (например, на территории земельного участка), или у какого-либо лица (при нем) могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Обыск производится на основании постановления следователя.

В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации  производство обыска в жилище возможно только по судебному решению.

Обычно обыск производится у обвиняемого или подозреваемого. Но обыск может быть произведен и у свидетеля, а также у лиц, которые вообще не занимают никакого процессуального положения, и даже у потерпевшего.

В исключительных случаях, в частности, когда промедление с производством данного следственного действия не терпит отлагательства, потому что это может привести к безвозвратной утрате ценнейших для дела доказательств или будет упущена возможность задержания разыскиваемого, обыск может быть произведен на основании постановления следователя без судебного решения с последующим уведомлением судьи и прокурора.

Не исключен и неоднократный обыск в одном и том же месте и у одного и того же лица. Необходимость в повторном обыске всякий раз должна быть убедительно мотивирована.

В ночное время обыск допускается лишь в случаях, не терпящих отлагательства.

До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, а при производстве обыска в жилище - судебное решение, разрешающее его производство.

До начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск.

При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества.

Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц.

Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.

При производстве обыска во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота.

При производстве обыска электронные носители информации изымаются с участием специалиста.

Изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.

При производстве обыска участвуют лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. При производстве обыска вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск.

При производстве обыска составляется протокол, в котором должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости.

Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры.

Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.

Обыск может производиться и в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.

Уголовно-судебное управление. 23.03.2018


10. О незаконном выселении из спорного жилого помещения
Вопрос

Моя бывшая супруга требует моего выселения из квартиры, в которой собственниками по 1\2 доли являются она и наш сын. В настоящее время сын подарил мне свою долю в жилом помещении, оформив сделку у нотариуса, но договор дарения еще не прошел государственную регистрацию. Другого жилья у меня не имеется. Может ли она меня через суд выселить из квартиры?



Ответ

В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора дарения.

В силу ст. 246 ГК РФ, участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю.

Законом предусмотрено нотариальное удостоверение сделок по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации.

Нотариальное удостоверение сделки означает проверку ее законности, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности.

Согласно пункту 3 ст. 574 ГК РФ, договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. Однако положение о государственной регистрации договора дарения недвижимого имущества, содержащееся в п. 3 ст. 574 ГК РФ, не применяется к договорам, заключаемым после 01.03.2013 (ч. 1, 8  ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4  части первой ГК РФ»).

Поскольку право собственности на 1/ 2 долю в праве общей долевой собственности на спорную квартиру перешло к Вам по договору дарения, то оснований для выселения Вас из спорного жилого помещения не имеется.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе. 13.03.2018


11. Дачная амнистия продлена
Вопрос

Разъясните, пожалуйста, продлили ли дачную амнистию в отношении индивидуальных жилых домов, если да, то до какого срока.



Ответ

Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (так называемым Законом о дачной амнистии) с 1 сентября 2006 года введен упрощенный порядок оформления прав на земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также на расположенные на данных земельных участках здания.

Федеральным законом от 28.02.2018 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сроки дачной амнистии для объектов индивидуального жилищного строительства продлены до 1 марта 2020 года.

Так, согласно ч. 7 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до 1 марта 2020 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2020 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

Отдел № 4 по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики. 13.03.2018


12. Увеличено количество мест для прохождения лицами альтернативной гражданской службы
Вопрос

Разъясните пожалуйста, где в Республике Татарстан лица призывного возраста могут пройти альтернативную гражданскую службу.



Ответ

Министерство труда и социальной защиты России своим приказом № 95н от 14.02.2018 утвердил Новый перечень видов работ, организаций и профессий для призывников, которые хотят проходить не военную, а альтернативную гражданскую службу.

Количество вакансий для лиц, желающих пройти альтернативную службу, увеличилось по сравнению с прежним списком почти на треть – до 4976 мест: 58 видов профессий рабочих, 56 должностей служащих.

Желающим служить в гражданских учреждениях предлагают поработать водителем, поваром, официантом, уборщиком мусоропровода, установщиком декораций. Появились в списке рабочих специальностей курьеры, лебедчики, обработчики эмалированных изделий, ветеринарные санитары. Кроме того, для призывников открыты вакансии няни, воспитателя, акушерки, артиста балета и медицинской сестры по массажу.

В перечне значится 647 организаций разных регионов России. Среди них не только больницы, дома-интернаты и другие социальные учреждения, но и, к примеру, театры оперы и балета, кукольный театр, школы и колледжи.

К примеру, в Татарстане альтернативную гражданскую службу можно пройти в следующих организациях:

1. Управление федеральной почтовой связи «Татарстан почтасы» филиал ФГУП «Почта России» (ул. Рахматуллина, 3, г.Казань);

2. Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Елабужский психоневрологический интернат» (ул.М.Горького, д. 115, г.Елабуга);

3. Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Казанский психоневрологический интернат» (ул.Прибольничная, д. 1, г.Казань);

4. Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ «Солнышко» в городском округе «Набережные Челны» (пр. Чулман, д. 103, (61/30), г. Набережные Челны);

5. Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Здравушка» Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ» (ул. Шмидта, 48б, г. Казань).

Казанская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. 13.03.2018


13. Обязано ли должностное лицо контролирующего органа по результатам проверки в случае отсутствия нарушений составлять акт проверки?
Вопрос

Обязано ли должностное лицо контролирующего органа по результатам проверки в случае отсутствия нарушений составлять акт проверки?



Ответ

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - Федеральный закон №294~ФЗ).

Согласно 4.1 ст.16 Федерального закона №294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

Таким образом, должностным лицом органа государственного контроля (надзора) по результатам проверки составляется акт проверки вне зависимости выявлены или нет им нарушения закона.

Отдел № 2 по надзору за соблюдением прав предпринимателей. 06.03.2018


14. Как проверить подлинность доверенности
Вопрос
Как проверить подлинность доверенности?



Ответ

С 2017 года в Единой информационной системе нотариата введен в действие реестр для проверки подлинности доверенностей (http://reestr-dover/ru/). Указанный реестр позволяет каждому желающему проверить подлинность доверенности. Особенно это важно при заключении сделок, где одну из сторон представляет лицо, уполномоченное доверенностью.

Реестр позволяет получить информацию о номере, дате удостоверения доверенности, времени ее регистрации, данные нотариуса, удостоверившего доверенность. Кроме того, здесь можно уточнить, не была ли отменена доверенность и, если была отменена, то дату отмены.

До момента, как заработал данный реестр, возможность проверить третьими лицами доверенность на подлинность практически отсутствовала, информация могла быть предоставлена лишь по запросу уполномоченного органа (судебного, прокуратуры и т.д.). Соответственно, отсутствие такой возможности позволяло недобросовестной категории граждан отрабатывать различные мошеннические схемы, в том числе по отчуждению недвижимости.

Прокуратура Алькеевского района. 01.03.2018


15. О законности решения ТСЖ в части размещения рекламы на фасаде многоквартирного дома
Вопрос

На «телефон доверия» прокуратуры Республики Татарстан, поступило обращение гражданина, проживающего в многоквартирном доме. Он спрашивал о законности решения товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) в части размещения рекламы на фасаде их дома. Также его интересовало, какую материальную выгоду от подобных конструкций могут иметь жильцы дома.



Ответ

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламная конструкция может быть размещена на фасаде многоквартирного дома только с согласия владельцев помещений дома. Это решение принимается на общем собрании собственников. Решение должно быть принято и оформлено протоколом общего собрания. Причем должно быть собрано не менее 2/3 голосов от общего числа всех собственников. Учитываются именно голоса, а не люди. Количество голосов каждого собственника пропорционально площади его квартиры. (п.3, ч.2 ст. 44, п.1 ст.46 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На собрании должен быть решен вопрос не только о размещении рекламы, но и определены условия договора, срок действия и цена. Также необходимо выбрать уполномоченное лицо, который будет действовать от имени собственников. Это обязательно необходимо зафиксировать в протоколе. После чего можно заключить договор об установке и эксплуатации рекламной конструкции. Наличие такого договора обязательное условие размещения рекламы. То есть решение о размещении рекламы должно принимать общее собрание собственников, а не собрание членов ТСЖ.

Затем необходимо получить разрешение органа местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, обычно согласованием занимается компания, которая размещает конструкцию на доме, но решением этого вопроса могут заняться и сами жильцы. Необходимо удостовериться, что разрешение получено, если разрешения нет, то установка рекламной конструкции будет считаться самовольной, несмотря на наличие решения собрания и заключенный договор, а виновные в этом лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Договор может быть заключен как с конкретным предпринимателем, так и рекламной организацией. Лучше выбрать ту компанию, которая возьмет  на себя все работы по согласованию, размещению, изготовлению и дальнейшему обслуживанию проекта конструкции. Финансовые отношениями желательно также возложить на ТСЖ или управляющую компанию.

Полученные денежные средства, как правило, идут на расходы и содержание многоквартирного дома: проведение ремонта, организация детской площадки и другие. Полученная сумма является доходом, поэтому подлежит налогообложению.

Установленная конструкция не должна нарушать права жильцов дома, не создавать шума, помех в пользовании окнами, тени в квартире и другие права жильцов. Так как жильцы дома, чьи права будут нарушены, могут потребовать расторжения договора, демонтажа конструкции и компенсации причиненного им вреда.

Управляющая компания не может предоставлять общее имущество, как за плату, так и безвозмездно никому, без решения общего собрания собственников. Если управляющая компания самоуправно принимает такое решение, то вы можете жаловаться в государственную жилищную инспекцию, в прокуратуру или в суд. 

Старший помощник прокурора по рассмотрению обращений и приему граждан . 01.03.2018


16. При наличии каких условий возможно условно-досрочное освобождение лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы?
Вопрос

При наличии каких условий возможно условно-досрочное освобождение лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы? 



Ответ

Для применения условно-досрочного освобождения, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. N 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания" (в редакции постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 23 декабря 2010 г. № 31, от 9 февраля 2012 г. № 3, от 17 ноября 2015 г. № 51) и  Обзору судебной практики условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г.,  необходима совокупность одновременно трех обстоятельств:

1) фактическое отбытие осужденным указанной в законе части наказания;

Так, согласно ч.3 ст.79 Уголовного кодекса (далее УК) РФ, условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным:

а) не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;

б) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;

в) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным частью седьмой настоящей статьи;

г) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 210 и 361 настоящего Кодекса;

д) не менее четырех пятых срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.

Ч.4 Фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев.

Согласно ст.93 УК РФ, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия:

а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;

б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

2) признание судом осужденного не нуждающимся для своего исправления в полном отбывании назначенного наказания;

3) возмещение вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда. 

Отсутствие любого из перечисленных оснований должно являться препятствием для условно-досрочного освобождения.  

Вывод о том, нуждается ли осужденный для своего исправления в полном отбывании назначенного судом наказания, необходимо обосновывать конкретными фактическими обстоятельствами. К числу таковых необходимо относить в совокупности: поведение осужденного, его отношение к учебе и труду, отношение осужденного к совершенному деянию, мнение представителя исправительного учреждения, прокурора и потерпевшего по этому вопросу.

Таким образом, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено только к тем осужденным, которые отбыли предусмотренную законом часть назначенного наказания, и совокупность вышеперечисленных факторов в их поведении однозначно свидетельствует о том, что для своего исправления они не нуждаются в полном отбывании назначенного судом наказания. 

Нижнекамская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. 07.02.2018


17. Вправе ли образовательная организация осуществлять сбор денежных средств на нужды классов в виде добровольных пожертвований?
Вопрос

Вправе ли образовательная организация осуществлять сбор денежных средств на нужды классов в виде добровольных пожертвований?



Ответ

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности отнесено к компетенции образовательной организации. Действия администрации школы, прямо направленные на получение любых услуг, материальных или финансовых средств от родителей являются незаконными.

Вместе с тем, в силу ст.4 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» родители учащихся вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.

Если родитель по собственному желанию хочет оказать образовательной организации  помощь в виде денежных средств, он вправе перечислить любую сумму на расчетный счет организации с указанием целей, на которые можно потратить средства. 

Отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи. 07.02.2018


18. Есть ли какие-нибудь гарантии безопасности в случае письменного обращения в уполномоченные органы с жалобой на действия главы поселения?
Вопрос

Глава нашего муниципального образования игнорирует любые законные требования к нему жителей села, ссылаясь на различные обстоятельства и сложности. С письменными жалобами на его действия в государственные органы мы обратиться не решаемся, опасаясь преследований. Есть ли какие-нибудь гарантии безопасности в случае моего письменного обращения в уполномоченные органы с жалобой на действия главы поселения?    



Ответ

В соответствии со ст.33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно ст. 6 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Данные статья как раз призвана обеспечить безопасность и отсутствие неблагоприятных последствий для гражданина, которые могут возникнуть в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу.

Запрещается любое преследование гражданина, связанное с подачей им обращения, например, уголовное, административное, дисциплинарное, гражданско-правовое, ущемление его социальных, жилищных, трудовых, пенсионных и других прав.

В случае же, если гражданин столкнулся с неблагоприятными последствиями для себя в связи с подачей обращения со стороны должностных лиц, он может обратиться в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования, либо в суд.  

Старший помощник прокурора по рассмотрению обращений и приему граждан . 30.01.2018


19. Может ли заброшенный земельный участок может стать причиной административного наказания в виде штрафа?
Вопрос

Может ли заброшенный земельный участок может стать причиной административного наказания в виде штрафа?



Ответ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года №1717 внесены изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации установлены обязательные требования для правообладателей земельных участков, расположенных в границах населённых пунктов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, по проведению регулярной уборки мусора и покоса травы на земельных участках. Установлен также запрет на выжигание сухой травянистой растительности, разведение костров, сжигание хвороста в границах полос отвода и в придорожных полосах автомобильных дорог, охранных зонах железных дорог, путепроводов и продуктопроводов.

Принятые решения позволят повысить уровень защищённости земель населённых пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, полос отвода и охранных зон железных дорог, путепроводов и продуктопроводов от пожаров.

Согласно статья 20.4 Кодекса об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей; на должностных лиц - от 6 тысяч до 15 тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 150 тысяч до 200 тысяч рублей.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима или повлекшие возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека влекут еще более крупные штрафы.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе. 30.01.2018


20. До какого срока действует дачная амнистия в отношении индивидуальных жилых домов
Вопрос

Разъясните, пожалуйста, до какого срока действует дачная амнистия в отношении индивидуальных жилых домов. Нужно ли будет после 1 марта 2018 года вводить индивидуальный жилой дом в эксплуатацию, если да, то как это сделать и какие нужны будут документы?  



Ответ

Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (так называемым Законом о дачной амнистии) с 1 сентября 2006 года введен упрощенный порядок оформления прав на земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также на расположенные на данных земельных участках здания. Для государственной регистрации права собственности на жилой дом достаточно было представить в Росреестр правоустанавливающий документ на земельный участок и технический, а впоследствии кадастровый паспорт.

Сроки дачной амнистии неоднократно продлевались. На сегодня для индивидуальных жилых домов крайний срок упрощенной регистрации – до 1 марта 2018 года. 

Так, согласно ч. 7 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до 1 марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

Такой же срок установлен и Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (ч. 4 ст. 8).

После 01.03.2018 для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом необходимо будет предоставить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Застройщик представляет пакет документов в орган местного самоуправления, который по результатам рассмотрения представленных документов принимает решение о выдаче  разрешения на ввод объекта в эксплуатацию либо отказывает в выдаче разрешения по основаниям, установленным ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Также необходимо иметь ввиду, что при обращении застройщика в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на ввод дома в эксплуатацию наряду с другими документами необходимо будет предоставить разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

Отдел № 4 по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики. 29.01.2018



Нравится ли вам наш новый сайт?