Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Казань, ул. Кремлёвская, д.14
Адрес прокуратуры Республики Татарстан

Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация

12.02.2018

Анализ состояния законности и организации прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции за 2017 год

Прокуратурой Республики Татарстан проведен анализ практики надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции за 2017 год

Надзорная деятельность прокуратуры Республики Татарстан, основные усилия правоохранительных органов были сконцентрированы на своевременном принятии исчерпывающих мер по предупреждению и пресечению коррупционных проявлений в государственных и муниципальных органах. 

Внимание прокуроров сосредоточено на выявлении и пресечении правонарушений при прохождении государственной и муниципальной службы, противодействии коррупции в сферах землепользования, размещения государственных заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, использования государственного и муниципального имущества, бюджетной сфере, а также защиты имущественных прав граждан, организаций и государства, пострадавших от коррупционных преступлений и правонарушений.

В истекшем году выявлено 2 434 нарушения в рассматриваемой сфере (АППГ–3 436). С целью их устранения принесено 543 протеста на незаконные правовые акты (АППГ–1 038), в суды направлено 53 заявления (АППГ–101), внесено 882 представления (АППГ–1 032), по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 60 лиц (АППГ–142), объявлено 23 предостережения (АППГ–8), по 49 (АППГ–64) материалам, направленным прокурорами в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено 47 уголовных дел (АППГ–64). Уменьшение количества выявляемых нарушений связано со многими факторами. 

Во-первых, большая проведенная работа в предыдущий период, наработанная методика проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции, более детальная регламентация деятельности, в том числе взаимодействие с органами надзора и контроля.

Во-вторых, системная работа органов власти и управления по оказанию методической помощи государственным и муниципальным служащим, проведению обучающих семинаров и различных мероприятий правового просвещения, что в свою очередь способствовало уменьшению совершаемых правонарушений.

Следует констатировать, что снижение количества выявленных нарушений – это не снижение активности, а объективно складывающаяся ситуация. На снижение уровня коррупционных проявлений указывают и результаты социологических опросов, проведенная разъяснительная работа (правовое просвещение через СМИ). 

Переходя непосредственно к выявленным нарушениям, в первоочередном порядке сообщаем об исполнении обязанности представлять справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – Справка).

За отчетный период прокуратурой республики выявлено 981 (АППГ–774) нарушение, по результатам которых внесено 210 (АППГ–196) представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности 513 лиц (АППГ–487). По выявленным фактам направлено 74 (АППГ–31) информации в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Основными нарушениями являются не указание всех полученных доходов, движимого и недвижимого имущества, счетов в банках, участие супругов в качестве учредителей и директоров коммерческих организаций.

За прошедший период выявлено 37 фактов неисполнения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов (АППГ-29).

Подробная информация о выявленных фактах направлялась Вам ранее.

За истекший период в ходе проверок работниками прокуратуры нарушения запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами не выявлялись (АППГ-0).

Выявлено 4 факта неуведомления о склонении к коррупционному правонарушению (АППГ-2).

Установлено 2 факта наличия близкого родства с подчиненным лицом (АППГ-0).

Выявлены факты несоблюдения иных ограничений, запретов и обязанностей - 16 (АППГ-37).

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о МУП) руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Между тем в нарушение указанного требования Закона о МУП директор МУП «Сельхозжилсервис» Фазлыев И.Ф. с 08.07.2010 также является директором ООО «Электрокомплектсервис» (далее по тексту – Общество).

С целью устранения указанного нарушения городской прокуратурой в Азнакаевский городской суд направлено исковое заявление о прекращении трудового договора, заключенного между Исполнительным комитетом Азнакаевского муниципального района и директором МУП «Сельхозжилервис» Фазлыевым И.Ф. Судом производство по гражданскому делу прекращено в связи с добровольным удовлетворением ответчиком требований прокурора. 

В текущем году инициировано 13 проверок контроля расходов лиц, обязанных представлять сведения о доходах, расходах, по результатам проведения которых информация для обращения в суд с соответствующим заявлением не поступала.

За анализируемый период выявлено 11 фактов, послуживших основанием для применения института утраты доверия, из которых 9 – прекращение полномочий (АППГ-3). 

Так, Бугульминской городской прокуратурой по информации, поступившей через следственный отдел по городу Бугульма СУ СК России по Республике Татарстан, проведена проверка исполнения должностными лицами Бугульминского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Татарстан требований законодательства о противодействии коррупции.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.

Так, в ходе расследования СО по г. Бугульма СУ СК России по Республике Татарстан уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 285 ч. 1 УК РФ, в отношении Ирина А.Ю. установлено, что осужденный к наказанию в виде 120 часов обязательных работ Каландаров Р.Р., с целью уклонения от отбывания наказания, установленного приговором суда, дважды предлагал инспектору Бугульминского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Татарстан Ирину А.Ю. денежное вознаграждение в размере 5 000 рублей.

Однако инспектор Бугульминского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Татарстан Ирин А.Ю. после неоднократных попыток осужденного Каландарова Р.Р. к передаче незаконного вознаграждения за содействие в уклонении от отбывания наказания, установленного приговором суда, в нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», приказа Федеральной службы исполнения наказаний №256 от 29.05.2010 «Об утверждении порядка уведомления федеральными государственными служащими федеральной службы исполнения наказаний о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений» и приказа Федеральной службы исполнения наказаний №666 от 29.07.2015 «Об утверждении порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения лиц, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях (учреждениях, предприятиях) уголовно-исполнительной системы, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, к совершению коррупционных правонарушений» не уведомил Бугульминскую городскую прокуратуру и Управление федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан о неоднократных фактах склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

По результатам проведенной проверки и выявленных нарушений закона прокуратурой города через прокуратуру Республики Татарстан на имя исполняющего обязанности руководителя УФСИН России по Республике Татарстан направлено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Приказом руководителя УФСИН России по Республике Татарстан от 20.12.2017 Ирин А.Ю. уволен из органов исполнения наказаний в связи с утратой доверия.

Также имеется факт прекращения полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления по причине непредставления сведений о доходах.

Прокуратурой Агрызского района установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год не представлены депутатом Азевского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан Мурзиным М.С. По результатам проведенной проверки в Совет Азевского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан внесено представление об устранении выявленных нарушений и досрочном прекращении полномочий депутата.

По результатам рассмотрения представления полномочия депутата прекращены досрочно.

Имелись нарушения при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Выявлено 10 нарушений, принесен 1 протест, внесено 5 представлений.

Заинской городской прокуратурой установлено, что Нифатов Н.А. занимает должность заместителя руководителя исполнительного комитета по инфраструктурному развитию с 07.12.2015.

Кроме того, Нифатов Н.А. является заместителем председателя единой комиссии по размещению муниципального заказа исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан.

Проверка показала, что исполнительным комитетом Заинского муниципального района 09.09.2016 было размещено извещение о проведении запроса котировок. Объект закупки: выполнение работ по содержанию, текущему ремонту прочих объектов внешнего благоустройства в пределах границ города Заинска на 2016 год для нужд исполнительного комитета города Заинска Заинского муниципального района. 

Из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 20.09.2016 следует, что Единой комиссией исполнительного комитета Заинского муниципального района, в том числе и в составе заместителя председателя Нифатова Н.А., рассмотрены заявки ООО «Арум», ООО «Горзеленхоз», ООО «Управдом». По результатам чего победителем выбран ООО «Управдом».

Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 16.01.2017, единственным учредителем и директором ООО «Арум» является Плешков А.В. – муж дочери Нифатова Н.А.

Также проверка показала, что ООО «Арум» принимало участие еще в 5 электронных аукционах, при проведении которых заместителем председателя Единой комиссии являлся Нифатов Н.А. Однако заместителем руководителя исполнительного комитета Заинского муниципального района Нифатовым Н.А. уведомление о возможном возникновении конфликта интересов с ООО «Арум» не направлялось.

По результатам проверки в адрес руководителя исполнительного комитета Заинского муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона.

Выявлено 38 нарушений при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (АППГ–15), принесено 35 протестов, внесено 1 представление.

Прокуратурой города Казани в 2017 году выявлены нарушения в сфере законодательства об осуществлении муниципального контроля. Установлено, что административные регламенты осуществления соответствующего муниципального контроля не соответствуют последним изменениям, внесенным в Федеральный закон № 294-ФЗ (вступили в силу 01.01.2017). По результатам проверок опротестованы все административные регламенты, в общей сложности принесено 11 подобных протестов.

Указанные нормативные правовые акты содержали коррупциогенные факторы, предусмотренные п.п. «а», «ж» п. 3, п. «а» п. 4. Методики проведения антикоррупционной экспертизы. Принесенные прокурором протесты рассмотрены и удовлетворены.

При предоставлении государственных и муниципальных услуг выявлено 10 нарушений (АППГ-52) , принесено 9 протестов, возбуждено 1 уголовное дело.

Прокуратурой Актанышского района установлено, что Фазлыев Ф.Н., будучи начальником отдела инфраструктурного развития исполнительного комитета Актанышского муниципального района, совершил преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 159 УК РФ, с использованием своего служебного положения, из корыстной заинтересованности, в связи с чем прокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены материалы в следственные органы. 

В период времени с 18 июня по 23 июня 2014 года, точное время не установлено, к начальнику отдела инфраструктурного развития исполнительного комитета Актанышского муниципального района обратилась Хазиева Р.И. с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: с. Актаныш, ул. Тукая, д. 1.

В соответствии с п. 3.5 должностной инструкции, утвержденной руководителем исполнительного комитета Актанышского муниципального района 20.12.2012, в обязанности начальника отдела входит подготовка в установленном порядке документов в целях выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости. При разговоре начальник отдела Фазлыев Ф.Н. ввел Хазиеву Р.И. в заблуждение, что для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома необходимо разработать проектную документацию. При этом Фазлыев Ф.Н., используя служебное положение, выразившееся в том, что как должностное лицо, осуществляющее подготовку необходимых документов для выдачи разрешения на строительство, имеет определенные властные полномочия по отношению к лицам, обратившимся к нему за предоставлением муниципальной услуги, предложил Хазиевой Р.И. свои услуги в изготовлении проектной документации на планируемое строительство индивидуального жилого дома, на что Хазиева Р.И. дала свое согласие. В июне 2014 Фазлыевым Ф.Н. была изготовлена проектная документация индивидуального жилого дома, при этом указанный проект был изготовлен от имени Проектно-технологического института «Татпромтехпрект» и заверен подписью должностного лица института Петренко. В июне 2014 года изготовленный проект индивидуального жилого дома был передан Хазиевой Р.И., при этом за оказанные услуги по изготовлению проекта Фазлыев Ф.Н. получил от Хазиевой Р.И. денежные средства в размере 2 000 руб. наличными. 

Проверкой установлено, что ПТИ «Татпромтехпроект» указанный рабочий проект не разрабатывался, подпись должностного лица проектной организации Петренко была подделана Фазлыевым Ф.Н. и скреплена поддельной печатью ПТИ «Татпромтехпроект». Таким образом, Хазиева Р.И. была введена в заблуждение начальником отдела Фазлыевым Ф.Н. относительно законности изготовления проектной документации. При этом Фазлыев Ф.Н., используя свои должностные полномочия, путем введения в заблуждение Хазиеву Р.И. похитил денежные средства в размере 2 000 руб., которые обратил в свою собственность. 

Приговором суда от 21.12.2017 Фазлыев Ф.Н. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.159 ч.3 УК РФ (24 эпизода), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 25 000 рублей.

В порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 49 (АППГ-64) материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, по результатам их рассмотрения возбуждено 47 уголовных дел (АППГ-64).

К административной ответственности по материалам, направленным прокурорами, привлечено 60 лиц (АППГ-142).

Наложено штрафов на сумму 1 769 тыс. руб. (АППГ-48 863), оплачено на сумму 1 156 тыс. руб. (АППГ-2 515).

По направленным прокурорами материалам возбуждено 47 уголовных дел (АППГ-64), из них: 2 – о государственной гражданской службе; 2 – о государственной и муниципальной собственности, 3 – о ЖКХ, 9 – о социальной защите, 6 – об образовании, 9 – о бюджете. В том числе: 1 в представительных органах местного самоуправления, 3 в исполнительных органах местного самоуправления, 30 в государственных и муниципальных учреждениях, 3 в федеральных министерствах и ведомствах, 10 в иных организациях. 

Кроме того, за отчетный период 1 юридическое лицо привлечено к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 тыс. руб. (АППГ–3 на 46,5 млн. руб.). При этом за 2017 год возбуждено 3 дела (2 – на рассмотрении).

По ст. 19.29 КоАП РФ по постановлениям прокуроров привлечено 59 лиц (АППГ-78) и наложено штрафов на 1 266 тыс. руб. (АППГ- 1705), оплачено на сумму 1 126 (АППГ-1585) тыс. руб. Имеется практика возмещения причиненного вреда. В суд направлено 46 заявлений (АППГ-50) на сумму 6 417 тыс. руб. (АППГ- 6 755), из которых удовлетворено 33 на сумму 3 225 тыс. руб., остальные находятся на стадии рассмотрения. 

Прокуроры обращаются с исковыми заявлениями о признании сделок по передаче денег взяткополучателям и о взыскании сумм незаконных доходов, полученных в результате указанных сделок, в доход Российской Федерации, в том числе: 

- о признании сделок между начальником филиала «Медицинская часть №6» - врача ФКУЗ МСЧ-16 ФСИН России Герасимовым О.М. и Печниковым И.Г., Соловьевым В.Э., Суровым В.Г по получению денег недействительными и о взыскании с Герасимова О.М. суммы дохода, полученного в результате указанных сделок, в размере 76 700 рублей в доход Российской Федерации;

- о признании сделки между начальником отдела крупногабаритных и тяжеловесных грузов филиала ГБУ «Безопасности дорожного движения» в г. Альметьевске Никулиным А.В. и ведущим инженером отдела эксплуатации ООО «Джалильское УТТ» Миннекаевым И.Р. по получению денег недействительной и о взыскании с Никулина А.В. суммы дохода, полученного в результате указанной сделки, в размере 30 000 рублей в доход Российской Федерации;

- о признании сделки между начальником отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Татарстан Сижажевым А.М. и осужденным Ахметовым Р.Р. по получению денег недействительной и о взыскании с Сижажева А.М. суммы дохода, полученного в результате указанной сделки, в размере 20 500 рублей в доход Российской Федерации. Иски удовлетворены.

В 2017 году в целях реализации полномочий, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и ст. 9.1. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратурой республики проведена антикоррупционная экспертиза 24 947 нормативных правовых актов (АППГ- 23 987) и 22 789 проектов (АППГ- 22 091). В общей сложности 925 нормативных правовых актов и их проектов содержали коррупциогенные факторы (АППГ- 911).

Наиболее распространены в нормативных правовых актах коррупциогенные факторы, предусмотренные п.п. «а», «б», «в», «д», «ж» п.3 Методики, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»:

а) широта дискреционных полномочий;

б) определение компетенции по формуле «вправе»;

в) выборочное изменение объема прав, то есть возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции органа;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

Не являются исключением попытки органов местного самоуправления принять нормативный правовой акт вне установленных федеральным и республиканским законодательством пределов компетенции. 

Исключение по инициативе прокуратуры коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов и их проектов позволило предотвратить возникновение коррупциогенных рисков при их правоприменении в следующем случае.

Изучение прокуратурой Республики Татарстан представленного Министерством юстиции республики проекта приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики от 09.01.2017 № 1/2-пр «О предоставлении из бюджета Республики Татарстан субсидий на возмещение недополученных доходов сельскохозяйственным товаропроизводителям, поставляющим молоко для производства детского питания в 2017 году» показало, что условием предоставления субсидий сельхозпроизводителям является наличие комплекта разрешительных документов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан. Перечень таких документов порядком не определен, что предоставляет Министерству необоснованную широту дискреционных полномочий и, согласно пункту 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, представляет собой коррупционный фактор.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер, и источника ее получения. В силу пункта 6 утверждаемого Порядка под рыночной ценой молочной продукции подразумевается конечная цена молока высшего сорта от перерабатывающих организаций, которым сельхозпроизводителем отгружается основной объем молока. Учитывая, что Порядком не установлен конкретный механизм определения размера рыночной цены, источник получения соответствующих сведений, данный пункт также не отвечает требованиям правовой определенности и может повлечь за собой как неправомерное расходование средств бюджета Республики Татарстан, так и нарушение прав получателей субсидий.

Согласно пункту 11 Порядка основанием для отказа в предоставлении субсидии является отсутствие остатка лимита бюджетных обязательств. В таком случае остается неурегулированным порядок отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым субсидия будет предоставлена (в порядке очередности подачи заявок, исходя из размера субсидии или другое).

Подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 определены требования, которым должны соответствовать на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), получатели субсидий. Между тем представляется целесообразным подтверждать соблюдение данных требований не путем получения соответствующих документов от претендентов на получение субсидий, а от уполномоченных органов (Федеральная налоговая служба, арбитражный суд и др.).

Для устранения указанных коррупциогенных факторов прокуратурой направлены информации, учтенные при принятии нормативного правового акта.

В целях исключения из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов в истекшем периоде прокуратурой республики принесено 346 протестов (АППГ- 440), внесено 55 представлений (АППГ- 72), требования не вносились. Случаев отклонения актов прокурорского реагирования в отчетном периоде не имеется.

По результатам оценки проектов нормативных правовых актов прокуратурой республики направлена 501 информация (АППГ- 341).

В целях совершенствования работы по проведению антикоррупционной экспертизы, обмена положительным опытом, накопленным иными государственными органами, осуществляющими свои полномочия по проведению антикоррупционной экспертизы, в прокуратуре республики ежегодно проводятся учебно-методические семинары.

В мае 2017 года в прокуратуре республики проведен учебно-методический семинар с представителем Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан для рассмотрения вопросов антикоррупционной экспертизы, имеющегося опыта по выявлению коррупциогенных факторов.

Для привлечения институтов гражданского общества, независимых экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы прокуратура республики принимает участие в учебно-методическом семинаре, проводимом Минюстом Республики Татарстан для сотрудников органов местного самоуправления, ответственных за проведение антикоррупционной экспертизы.

Также в ноябре 2017 года прокуратура Республики Татарстан заключила соглашения с Союзом «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан», Общественной палатой Республики Татарстан и Казанским инновационным университетом имени В.Г. Тимирясова о взаимодействии при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Татарстан и их должностных лиц. Соглашением определено, что указанные организации при выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах органов государственной власти Республики Татарстан и их должностных лиц направляют в прокуратуру республики заключения для принятия мер прокурорского реагирования.

В целях повышения активности участия экспертов в проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.12.2015 №943, проводится ежегодный республиканский конкурс.

По итогам 2017 года всего по республике зарегистрировано 803 преступления коррупционной направленности (АППГ – 1 387).

Преимущественно предварительное следствие по делам рассматриваемой категории осуществляется подразделениями СУ СК России по Республике Татарстан.

Статистические показатели выявленных должностных преступлений в различных отраслях экономики выглядят следующим образом: распоряжение недвижимым госимуществом – 175 преступлений; образование – 84 преступления; строительство и ЖКХ – 19 преступлений; здравоохранение и социальное обеспечение – 22 преступления и лесное хозяйство – 8 преступлений.

Всего в анализируемом периоде 2017 года из числа зарегистрированных 803 преступлений коррупционной направленности, 691 - дополнительные эпизоды.

По итогам 2017 года отмечается снижение фактов взяточничества с 396 до 149 (-62,4%), из них 76 фактов получения взятки (-51,6%), 73 факта дачи взятки и посредничества во взяточничестве (-69,5%). 

Кроме того, выявлено 116 преступлений по вновь введенной статье 291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество».

В текущем году из числа выявленных преступлений в сфере взяточничества выявлено 34 факта в крупном размере (АППГ – 47). Средний размер взятки – 219 тыс. руб. Общая сумма денежных вознаграждений составила 32,6 млн. рублей.

Анализ показывает, что факты взяточничества распространены среди представителей органов государственной власти, наделенных функциями согласования разрешительных документов, а также осуществляющих проверки субъектов предпринимательства.

Например, по ч. 5 ст. 290 УК РФ осужден главный гидротехник ФГУ «Управление эксплуатации Нижнекамского водохранилища» Федерального агентства водных ресурсов России Ягудин И.И., который был задержан с поличным при получении с коммерсанта взятки на сумму 110 тыс. руб. за подписание актов приема выполненных работ. 

Коррупционные факты, в числе которых крупные и системные факты взяточничества распространены среди представителей органов государственной власти, наделенных функциями согласования документов, а также осуществляющих проверки субъектов предпринимательства. 

В 2017 году по преступлениям, предусмотренным ст. 290 УК РФ, в суды общей юрисдикции для рассмотрения по существу направлено 34 уголовных дела в отношении 42 лиц.

18.08.2017 приговором Нижнекамского городского суда Миннахметов М.Р. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года, условно с испытательным сроком на 3 года.

Оперуполномоченный оперативного отдела ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Татарстан Миннахметов М.Р. в ходе разговора с осужденным Бубновым М.В. потребовал у последнего передать ему взятку в виде денежных средств в сумме 12 000 рублей, пообещав за это Бубнову М.В. не применять к нему мер взыскания, а также оказывать общее покровительство, выраженное в создании условий, при которых Бубнов М.В., в случае нарушения Правил внутреннего распорядка и запретов, установленных УИК РФ, избежит взысканий.

Миннахметов М.Р., находясь в помещении АКБ «Энергобанк», получил от осужденного Бубнова М.В. принадлежащие последнему денежные средства в сумме 12 200 руб., отправленные им посредством перевода с используемых Бубновым М.В. абонентских номеров. Полученными денежными средствами Миннахметов М.Р. распорядился по своему усмотрению, а в благодарность за перечисление денежных средств в сумме 12 200 руб. материалы и документы, подтверждающие нарушение Бубновым М.В. установленного порядка отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы, не составил.

Вину Миннахметов М.Р. в инкриминируемом деянии признал полностью, уголовное дело рассмотрено в особом порядке уголовного судопроизводства.

В 2017 году преступлениями коррупционной направленности причинен ущерб на сумму 698 млн. 335 тыс. руб., из них по оконченным уголовным делам (из числа находившихся в производстве) - на сумму 688 млн. 887 тыс. руб. По результатам расследования преступлений коррупционной направленности добровольно погашен материальный ущерб на сумму 75 млн. 052 тыс. руб., изъяты имущество, деньги, ценности на сумму 42 млн. 028 тыс. руб.

В ходе предварительного расследования уголовных дел коррупционной направленности в обеспечительных мерах наложен арест на имущество в сумме 708 млн. 524 тыс. руб.

В 2017 году судами Республики Татарстан рассмотрено 254 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 280 лиц.

За 2017 год судами Республики Татарстан с вынесением обви-нительных приговоров рассмотрено 230 уголовных дел, по которым осуждено 249 лиц.

Также приговором Набережночелнинского городского суда от 01.11.2017 осуждены директор МУП «Предприятие автомобильных дорог» Киямов Ф.З. по ч.3 ст.160 УК РФ (2 эпизода), ч. 4 ст. 160 УК РФ (3 эпизода), ч. 1 ст. 285 УК РФ (3 эпизода) и заместитель директора ООО «Челнысервис» Зарипова Б.Х., Зариповой Б.Х. по ч. 5 ст. 33, ч. 4 ст. 160 УК РФ.

Судом установлено, что Киямов Ф.Х. злоупотребил своими служебными полномочиями и совершил растраты вверенного ему имущества МУП «Предприятие автомобильных дорог» при пособничестве Зариповой Б.Х. 

05.09.2016 между исполнительным комитетом муниципального образования «город Набережные Челны» (далее – заказчик) в лице руководителя Абдуллина Р.А. и МУП «Предприятие автомобильных дорог» (далее – подрядчик) в лице директора Киямова Ф.Х. был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту подземных переходов. Вместе с тем денежные средства в сумме 62 млн. рублей, поступившие из исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны», расходовались МУП «Предприятие автомобильных дорог» и на иные нужды.

Киямову Ф.Х. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, Зариповой Б.Х. – лишения свободы сроком на 1 год с применением ст.73 УК РФ условно с испытательным сроком на 2 года. 

По результатам рассмотрения уголовных дел лицам, совершившим коррупционные преступления, судами назначались следующие виды наказаний: 30 лиц осуждено к реальному лишению свободы, 93 – условно, 117 лицам назначено наказание в виде штрафа, 5 лицам – исправительные работы, 1 – ограничение свободы, 3 – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В качестве дополнительного наказания 15 лицам назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, 22 лицам – штраф.

В 2017 году прокуратурой республики проведено 833 мероприятия по вопросам профилактики коррупции, в том числе: лекции, круглые столы, конференции, семинары и другие.

К участию в данных мероприятиях привлекались не только лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие республики, но и представители бизнес-сообщества, общественные организации, представители гражданского общества, сферы образования (преподаватели, студенты, ученики образовательных учреждений различного профиля), сферы медицины, иных сфер.

Сотрудниками отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции традиционно читаются лекции в рамках проводимых высшей школой государственного и муниципального управления «Казанского (Приволжского) федерального университета» курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих Республики Татарстан.

Во исполнение поручения первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э. при реализации функций по обеспечению надзора за исполнением законов подразделениями федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими деятельность на территории республики, их должностными лицами, прокуратурой Республики Татарстан организован комплекс мероприятий, направленных на профилактику правонарушений, доведение до сведения граждан и организаций информации, касающейся обеспечения защиты прав свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств.

В ноябре и декабре 2017 года в рамках Международного дня борьбы с коррупцией проведено более 240 мероприятий, в средствах массовой информации (включая радио и телевидение), сети Интернет опубликовано (размещено) 58 разъяснений законодательства. О результатах надзорной деятельности в сфере противодействия коррупции в СМИ и интернет-ресурсах опубликовано 84 информации.

Прокуратура Республики Татарстан выступила организатором республиканского конкурса «Молодежь против коррупции», проведенного среди образовательных организаций высшего профессионального образования. Конкурсантам предлагалось в форме эссе, видеоролика или плаката представить существующую модель противодействия коррупции, учитывая работу органов прокуратуры в этой сфере. На конкурс поступило 165 работ из 12 вузов республики. Финал конкурса, в котором приняли участие заместитель прокурора Республики Татарстан Даминов О.А., начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Латыпов Р.Н., старший помощник прокурора по правовому обеспечению Петрова И.С., прокурор г. Казани Дроздов О.А., прокурор Кировского района г. Казани Вахитов Р.Р., коллективы и студенты высших учебных заведений республики, состоялся 05.12.2017 в Казанском государственном энергетическом университете. 

В публичных выступлениях на антикоррупционную тематику традиционно участвуют сотрудники профильного отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры республики. 

В период с 01.12.2017 по 09.12.2017 сотрудники отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции приняли участие в 9 мероприятиях, приуроченных к Международному дню борьбы с коррупцией, в их числе брифинги, посвященные вопросам противодействия коррупции, лекции в образовательных организациях и трудовых коллективах.

Например, 08.12.2017 начальником отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры республики Латыповым Р.Н. принято участие в работе дискуссионного круглого стола, проходившего в IT-парке, с участием председателя Государственного Совета Республики Татарстан Мухаметшина Ф.Х.

Также сотрудники отдела противодействия коррупции приняли участие в работе круглых столов, организованных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан, Казанским юридическим институтом МВД России, Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан. 

В указанных мероприятиях принимали участие представители государственных органов, а также общественных и образовательных организаций.

Прочитаны лекции для студентов и преподавательского состава ряда ведущих вузов республики.

Проведенные с участием сотрудников прокуратуры мероприятия широко освещены в средствах массовой информации, теле-радиопередачах, газетах, сети Интернет на официальных сайтах прокуратур и порталах органов государственной власти и органов местного самоуправления республики.

Помимо мероприятий, организованных прокуратурой, в 2017 году работники прокуратуры принимали активное участие в 28 мероприятиях, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, образовательными организациями.

В результате организованных мероприятий зафиксировано более 9 000 фактов использования памяток, из них 1 902 – путем размещения на страницах интернет-ресурсов, 17 – в периодической печати, 3 935 – на информационных стендах, 3 151 – при работе с гражданами и представителями организаций.

В средствах массовой информации (телепрограммах, радиопередачах, печатных изданиях, информационно-телекоммуникационной сети Интернет) по вопросам противодействия коррупции прокуратурой Республики Татарстан осуществлено 1 365 выступлений.

Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции старший советник юстиции Р.Н. Латыпов