Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Казань, ул. Кремлёвская, д.14
Адрес прокуратуры Республики Татарстан

Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация

29.07.2019

Прокуратурой Республики Татарстан проведен анализ практики надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции за 1 полугодие 2019 года.
В истекшем периоде 2019 года выявлено 1 862 нарушения (АППГ – 1 564). С целью устранения указанных нарушений на незаконные правовые акты принесено 595 протестов (АППГ – 247), в суды направлено 11 заявлений (АППГ – 42), внесено 603 представления (АППГ – 929), по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 37 лиц (АППГ – 34). По материалам, направленным прокурорами в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено 15 уголовных дел (АППГ – 21).
Выявлено 423 нарушения, связанных с исполнением обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (АППГ – 260), на которые внесено 123 представления (АППГ – 98), к дисциплинарной ответственности привлечено 162 лица (АППГ – 103). По выявленным фактам в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов направлено 9 информаций (АППГ – 3).
Выявлено 52 факта неисполнения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов (АППГ – 36).
Например, проверкой, проведенной в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, выявлено, что управляющий делами Министерства Галимбекова А.Р. 28.12.2017 от имени Министерства заключил государственный контракт с ООО «Частное охранная организация «АЛЬФА» на оказание в 2018 году услуги по обеспечению пропускного режима в административном здании и прилегающей территории Министерства. Учредителем и директором ООО «ЧОО «АЛЬФА» является Сафин Р.Х. – отец супруги Галимбекова А.Р. Супруга Галимбекова А.Р. в 2016-2017 гг. работала юристом в ООО «ЧОО «АЛЬФА».
О возникновении конфликта интересов Галимбеков А.Р. представителя нанимателя (работодателя) не уведомил и не принял мер для предотвращения и урегулирования конфликта интересов. По представлению прокурора республики Галимбеков А.Р. привлечен к дисциплинарной ответственности.
Установлен 1 факт неуведомления о склонении к коррупционному правонарушению (АППГ – 0). Так, по представлению прокуратуры уволен начальник Камско-Устьинского межмуниципального филиала ФКУ УФСИН России по Республике Татарстан Егоров С.Б., который не уведомил о склонении его к коррупционному правонарушению.
В текущем году инициировано 2 процедуры осуществления контроля расходов – в отношении муниципальных служащих Нижнекамского муниципального района (АППГ – 1). В отношении 1 служащего проверка окончена, нарушений не выявлено. В отношении другого служащего проверка продолжается.
Прокуратурой республики проведена 1 проверка по контролю расходов лица, обязанных представлять сведения о доходах, расходах в связи с его увольнением со службы. Оснований для обращения в суд не установлено.
Также в прокуратуру республики поступили материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами начальника организационно-аналитического отдела Управления Федерального Казначейства по Республике Татарстан Алексеевой О.В., которой в 2013 году приобретены квартира и машиноместо общей стоимостью 9,6 млн. руб. В связи с выявлением обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии ее расходов доходам, прокуратурой республики в суд направлено исковое заявление об обращение указанного имущества в доход государства. По результатам рассмотрения искового заявления в удовлетворении требований прокурора отказано.
Выявлено 7 нарушений законодательства о государственной и муниципальной собственности (АППГ – 13).
Например, прокуратурой Тукаевского района выявлено, что бывший руководитель исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Асылгараев Р.В. незаконно распорядился земельным участком лесного фонда. По материалам проверки прокуратуры следственным отделом по г. Набережные Челны СУ СК России по Республике Татарстан возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ, ч. 1 ст. 286 УК РФ, которое находится в стадии расследования.
Прокуратурой Сармановского района установлено, что в конце 2016 года руководитель ГАУЗ «Сармановская ЦРБ» Шакиров И.М. незаконно передал имущество учреждения – автомобиль Lada Vesta в безвозмездное пользование третьих лиц. По материалам проверки прокуратуры Заинским МРСО СУ СК России по Республике Татарстан в отношении Шакирова И.М. возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ
В сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд выявлено 16 нарушений (АППГ – 36).
Прокуратурой Высокогорского района установлено, что исполнительным комитетом Усадского сельского поселения осуществлена закупка товаров в ООО «Артель», одним из учредителей которого являлась супруга руководителя исполнительного комитета данного сельского поселения. Более того, в целях обхода конкурентных процедур проведено дробление суммы закупки. Прокуратурой района главе Высокогорского муниципального района внесено представление.
Нижнекамской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамска».
Установлено, что директором МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамска» Ахметшиным Т.Х. в 2015-2017 гг. по результатам аукционов заключены договоры с ООО УК «Жилищно-коммунальное хозяйство – 9» на оказание услуг по содержанию объектов благоустройства внутриквартальных дорог». При этом директором и учредителем ООО УК «Жилищно-коммунальное хозяйство – 9» являлся сын Ахметшина Т.Х. – Ахметшин В.Т.
При участии в аукционах ООО УК «Жилищно-коммунальное хозяйство – 9» представляло декларации о соответствии единым требованиям, предъявляемым к участникам электронного аукциона, с указанием отсутствия между участниками аукциона и заказчиком конфликта интересов.
По выявленным нарушениям прокуратурой города руководителю Исполнительного комитета города Нижнекамск внесено представление, которое находится на стадии рассмотрения.
Выявлено 4 нарушения коррупционной направленности при предоставлении государственных и муниципальных услуг (АППГ – 0).
В бюджетной сфере выявлено 10 нарушений (АППГ – 7).
Например, по инициативе прокуратуры Аксубаевского района в отношении Гиматовой Г.А. возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159, ч. 1 ст. 292 УК РФ. Установлено, что Гиматова Г.А., занимая должность секретаря исполнительного комитета Старокиязлинского сельского поселения, использовала заведомо подложные официальные документы на возмещение части затрат на содержание дойных коров. На основании этих документов на имя Волкова В.Ш. и Гильмутдинова Р.М. необоснованно были начислены субсидии на возмещение части затрат на содержание дойных коров на сумму 12 000 рублей. Не посвящая последних в свои намерения, Гиматова Г.А. совершила хищение вышеуказанных бюджетных денежных средств Республики Татарстан.
Прокуратурой Московского района установлено, что Аскаров Р.Д. путем предоставления подложных документов в ГКУ «Центр занятости населения Московского района г. Казани» похитил средства бюджета (субсидии) в размере 117,6 тыс. руб. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ.
Выявлено 3 нарушения в сфере ЖКХ (АППГ – 2). В частности, по материалам проверки Альметьевской городской прокуратуры по фактам незаконного присвоения должностными лицами ООО ЖЭУ «Союз» денежных средств ресурсоснабжающих организаций на сумму более 7 млн. руб. возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 201 УК РФ и ч. 4 ст. 160 УК РФ.
По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 37 лиц (АППГ – 34), из них по ст. 19.28 КоАП РФ – 2, ст. 19.29 КоАП РФ – 35. Сумма наложенных штрафов составила 2 390 тыс. руб., оплачено на сумму 1 545 тыс. руб.
Например, по постановлению прокурора республики к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ привлечено ООО «ГАРАНТ-КОМ», коммерческий директор которого незаконно потребовал от директора фирмы-участника аукциона передачи денежных средств в размере 10 процентов от начальной (максимальной) цены контракта за отказ ООО «ГАРАНТ-КОМ» от участия в аукционе на право заключения контракта, связанного с выполнением работ по установке системы молниезащиты. Суд назначил наказание в виде штрафа в размере 1 млн. руб. в доход государства.
В 1 квартале 2019 года прокуратурой республики проведена антикоррупционная экспертиза 13 645 нормативных правовых актов и 13 062 проектов нормативных правовых актов (АППГ – 11 641 / 10 834), Коррупциогенные факторы содержали 270 нормативных правовых актов и 284 проекта нормативных правовых актов (АППГ – 164 НПА и 281 проект НПА).
Проведенной антикоррупционной экспертизой приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от 11.10.2017 № 229/2-пр «О ежегодном республиканском конкурсе среди сельских поселений Республики Татарстан» выявлены правовые неопределенности. На основании требования прокуратуры республики данный приказ отменен.
Большинство выявленных коррупциогенных факторов связаны с принятием НПА за пределами компетенции органа местного самоуправления.
Например, прокурором Дрожжановского района опротестовано решение Совета района «Об утверждении Положения о реестре муниципальной собственности Дрожжановского муниципального района». Согласно ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование вопросов ведения реестра муниципальной собственности отнесено к компетенции Министерства экономического развития Российской Федерации.
Лениногорским городским прокурором принесен протест на постановление исполнительного комитета Федотовского сельского поселения «Об определение видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, об определение мест отбывания уголовного наказания виде исправительных работ». Принятие указанного решения относится к компетенции органа местного самоуправления муниципального района или городского округа.
Прокурорами выявляются и другие коррупциогенные факторы.
Например, коррупциогенный фактор в виде возможности необоснованного установления исключений из общего порядка выявлен прокуратурой Тукаевского района в решении Совета района «О порядке принятия решений о бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления жилищного строительства в системе социальной ипотеки, расположенных на территории Тукаевского муниципального района». В частности, пунктом 1.6 Порядка устанавливалось, что «бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан и специализированных организаций осуществляется, как правило, в порядке очередности в зависимости от даты поступления заявлений в Палату имущественных и земельных отношений». С целью исключения коррупционного фактора прокурором в Совет района внесено требование.
Также прокуратурой Тукаевского района внесено требование об отмене пункта 1.5 Положения об административной комиссии Тукаевского муниципального района, утвержденного решением Совета района. Указанным пунктом устанавливалось, что в случае необходимости административная комиссия до рассмотрения дела поручает одному из членов административной комиссии проверить существо дела путем сбора необходимых сведений по делу. Однако полномочиями по единоличному рассмотрению и проверке существа дела члены административной комиссии не обладают. Установление таких полномочий членов административной комиссии является коррупциогенным фактором, заключающимся в широте дискреционных полномочий и выборочном изменении объема прав.
Прокуратурой Аксубаевского района в решении Совета района «Об утверждении порядка признания граждан, нуждающихся в неотложной поддержке в приобретении жилья по программе социальной ипотеки в Аксубаевском муниципальном районе» выявлена норма, согласно которой «по усмотрению главы граждане могут признаваться нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений по социальные ипотеки».
По итогам 6 месяцев 2019 года в республике зарегистрировано 518 преступлений коррупционной направленности (АППГ – 543 или – 4,6%).
Статистические показатели выявленных должностных преступлений в различных отраслях экономики выглядят следующим образом: распоряжение недвижимым госимуществом – 80 преступлений; образование – 36 преступлений; строительство и ЖКХ – 36 преступлений; здравоохранение и социальное обеспечение – 59 преступлений и агропромышленный комплекс – 2 преступления.
Отмечается активизация правоохранительных органов по выявлению фактов взяточничества с 93 до 177 (+90,3%). Из них 39 фактов получения взятки (-17%), 138 фактов дачи взятки и посредничества во взяточничестве (+200%). Кроме того, выявлено 57 преступлений по ст. 291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество».
Из числа выявленных преступлений в сфере взяточничества выявлено 30 фактов в крупном размере (АППГ – 24). Средний размер взятки – 210 тыс. руб. Общая сумма денежных вознаграждений составила 37,2 млн. руб.
Преступлениями коррупционной направленности причинен ущерб на сумму 3 225 538 тыс. руб., из них по оконченным уголовным делам (из числа находившихся в производстве) на сумму 2 978 598 тыс. руб. По результатам расследования преступлений коррупционной направленности добровольно погашен материальный ущерб на сумму 234 969тыс. руб.
В ходе предварительного расследования уголовных дел коррупционной направленности в обеспечительных мерах наложен арест на имущество в сумме 3 408 820 тыс. руб.
Судами республики рассмотрено 110 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 117 лиц, из них с вынесением обви¬нительных приговоров – 95 уголовных дел, по которым осуждено 102 лиц.
Субъектный состав осужденных за коррупционные преступления классифицируется по следующим группам:
- должностные лица правоохранительных органов – 10 осужденных;
- должностное лицо органа исполнительной власти Российской Федерации – 1;
- должностные лица органов местного самоуправления – 10;
- должностные лица коммерческих организаций – 11;
- должностные лица образовательных учреждений – 7;
- председатели садоводческого некоммерческого товарищества – 2;
- должностные лица муниципальных учреждений – 2;
- должностные лица почтовой связи – 2;
- должностное лицо лесничества – 1;
- руководители муниципальных унитарных предприятий – 2;
- ветеринарный фельдшер – 1;
- председатель ТСЖ – 1.
Например, 20.03.2019 Бугульминским городским судом к 3 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима рассмотрено уголовное дело по обвинению Аббасова Н.М. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ, ч. 1 ст. 285 УК РФ.
Как установлено судом, Аббасов Н.М., занимая должность судебного пристава-исполнителя Бугульминского РОСП УФССП России по Республике Татарстан злоупотребляя должностными полномочиями, ввел в заблуждение 10 граждан о возможности оплаты образовавшихся долгов по исполнительным производствам путем передачи ему лично денежных средств. Полученные денежные средства в сумме 350,2 тыс. руб. Аббасов Н.М. похитил и распорядился ими по своему усмотрению. Приговором суда Аббасов Н.М. осужден.
В отчетном периоде судами Республики Татарстан вынесены 3 оправдательных приговора по уголовным делам анализируемой категории в отношении 3 лиц.
По результатам рассмотрения уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, судами назначались следующие виды наказаний: реальное лишение свободы – 15, лишение свободы условно – 49, штраф – 36, исправительные работы – 1, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – 1.
В качестве дополнительного наказания назначены: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – 6, штраф – 5, лишение специального звания – 2.
В целях профилактики коррупционных правонарушений проведено 566 различных мероприятия (лекции, круглые столы, конференции, семинары). В средствах массовой информации осуществлено 505 выступлений.