Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Казань, ул. Кремлёвская, д.14
Адрес прокуратуры Республики Татарстан

Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация

17.07.2017

Анализ состояния законности и организации прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции за 6 месяцев 2017 года

Прокуратура Республики Татарстан на постоянной основе осуществляет мониторинг развития ситуации, анализирует состояние законности, связанной с исполнением законодательства о государственной,  муниципальной службе и противодействии коррупции. Ежеквартально обобщаются поступившие статистические данные и информационно-аналитические материалы, на их основе вырабатываются меры по усилению прокурорского надзора и координации деятельности правоохранительных органов республики.

Прокуратурой республики в первом полугодии 2017 года осуществлено свыше 1 100 проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе, об использовании государственного и муниципального имущества, о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В текущем году в рассматриваемой сфере выявлено 1 388 нарушений (АППГ – 2 644), с целью устранения которых принесен 421 протест на незаконные правовые акты (АППГ – 920), в суды направлено 12 заявлений (АППГ – 66), внесено 632 представления (АППГ – 835), по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено ­33 лица (АППГ – 102), объявлено 23 предостережения (АППГ – 7). По 30 материалам, направленным прокурорами в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ (АППГ – 48), возбуждено 27 уголовных дел (АППГ – 53).

Снижение количества выявленных нарушений – это не снижение активности прокуроров, а объективно складывающаяся ситуация. На это указывают и опрошенные респонденты в социологических опросах.

За отчетный период прокуратурой республики выявлено 287  нарушений законодательства, обязывающего представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (АППГ – 229), по результатам которых внесено 77 представлений (АППГ – 67), 153 лица привлечено к дисциплинарной ответственности (АППГ – 105). Всего в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов по выявленным фактам направлено 11 информаций (АППГ – 5).

Так, не всеми лицами, замещающими государственные и муниципальные должности республики, соблюдаются требования Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – Справка) представляются неполные сведения о полученных доходах, об обязательствах, о ценных бумагах и об объектах недвижимого имущества.

Нарушения допускались служащими государственных органов и органов местного самоуправления республики.

Прокуратурой республики при выявлении фактов личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, принимаются незамедлительные меры по направлению информации руководителям государственных и муниципальных органов для рассмотрения выявленных фактов соответствующими комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

За прошедший период выявлено 19 фактов неисполнения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов (АППГ-2).

Городскими и районными прокурорами в первом полугодии 2017 года выявлено 3 факта неуведомления о склонении к коррупционному правонарушению (АППГ-1).

В ходе прокурорской проверки, проведенной 13.01.2017, установлено, что инспекторами ДПС ГИБДД отдела МВД России по Нурлатскому району Зиганшиным И.Ф. и Губайдуллиным Э.М. не представлялись информации в соответствии с Приказом МВД РФ от 19.04.2010 №293 «Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений».

По результатам рассмотрения внесенного представления прокуратуры нарушения устранены, и 2-е сотрудников отдела МВД России по Нурлатскому району привлечены к дисциплинарной ответственности.

Выявлено 2 факта наличия близкого родства с подчиненным лицом (АППГ-0).

Так, прокуратурой Мамадышского района установлено, что в исполнительном комитете Шадчинского сельского поселения на основании срочного трудового договора от 01.10.2015 работает Капитова Е.В., которой заработная плата выплачивается из бюджета сельского поселения.

При этом Капитова Е.В. является родной сестрой главы (руководителя исполнительного комитета) Шадчинского сельского поселения Мамадышского муниципального района Шрыкова В.В.

При принятии Капитовой Е.В. на должность специалиста исполнительного комитета у Шрыкова В.В. возник конфликт интересов, связанный с тем, что в его прямом подчинении находится его родная сестра. Однако о возникшем конфликте интересов, в нарушение требований законодательства, он не уведомил главу Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.

Таким образом, Шрыковым В.В. не приняты меры по недопущению возникновения конфликта интересов, а также не исполнены обязанности по уведомлению о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

Аналогичное нарушение установлено в действиях главы Суньского сельского поселения Мамадышского муниципального района Салахова М.Ф.

По результатам проверки в адрес глав указанных сельских поселений, а также главы района внесены представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

В целях реализации полномочий, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и ст. 9.1. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратурой республики проведена антикоррупционная экспертиза 8 803 нормативных правовых актов (АППГ – 12 675) и 8 267 проектов (АППГ – 12 300). В общей сложности 708 нормативных правовых актов и их проектов содержали коррупциогенные факторы (АППГ – 662).

Изучение прокуратурой Республики Татарстан представленного Министерством юстиции республики проекта приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики от 09.01.2017 № 1/2-пр «О предоставлении из бюджета Республики Татарстан субсидий на возмещение недополученных доходов сельскохозяйственным товаропроизводителям, поставляющим молоко для производства детского питания в 2017 году» показало, что условием предоставления субсидий сельхозпроизводителям является наличие комплекта разрешительных документов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан. Перечень таких документов порядком не определен, что предоставляет Министерству необоснованную широту дискреционных полномочий и согласно п.4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, представляет собой коррупционный фактор.

В соответствии с подп.«г» п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 №887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается порядок расчета размера субсидии с отражением информации, обосновывающей ее размер и источник ее получения. В силу п.6 утверждаемого Порядка под рыночной ценой молочной продукции подразумевается конечная цена молока высшего сорта от перерабатывающих организаций, которым сельхозпроизводителем отгружается основной объем молока. Учитывая, что Порядком не установлен  конкретный механизм определения размера рыночной цены и источник получения соответствующих сведений, данный пункт также не отвечает требованиям правовой определенности и может повлечь за собой как неправомерное расходование средств бюджета Республики Татарстан, так и нарушение прав получателей субсидий.

Согласно п.11 Порядка основанием для отказа в предоставлении субсидии является отсутствие остатка лимита бюджетных обязательств. В таком случае остается неурегулированным порядок отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым субсидия будет предоставлена.

В целях устранения перечисленных коррупциогенных факторов прокуратурой направлена информация, учтенная при принятии нормативного правового акта.

В целях исключения из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов в истекшем периоде прокуратурой республики внесено 29 представлений (АППГ – 49) и принесено 320 протестов (АППГ – 326), требования не вносились. Случаев отклонения актов прокурорского реагирования в отчетном периоде не имеется.

Анализ показывает, что нормативные правовые акты, в которых выявлены коррупциогенные факторы, в большинстве своем регулируют социальную сферу, сферу муниципальной службы и охраны природы.

Прокурорами городов и районов республики принимаются необходимые меры к выявлению и устранению коррупциогенных факторов, в том числе на стадии изучения проектов нормативных правовых актов.

По результатам оценки проектов нормативных правовых актов прокуратурой республики направлено 185 информаций (АППГ – 215).

На территории Республики Татарстан зарегистрировано 52 независимых эксперта, осуществляющих антикоррупционную экспертизу при наличии действующей аккредитации, из них 4 юридических и 48 физических лиц. Вместе с тем за отчетный период 2017 года информации независимых экспертов, а также обращения о выявлении в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов в прокуратуру республики не поступали.

Одной из кардинальных и действенных мер по противодействию коррупции является привлечение виновных должностных лиц к уголовной ответственности.

В анализируемом периоде всего по республике зарегистрировано 563 преступления коррупционной направленности (АППГ – 850), из них: 72 факта превышения должностными полномочиями (-46,7% к АППГ), 415 фактов взяточничества  (+80% к АППГ). Выявлено 67 преступлений, совершенных против интересов службы в коммерческих и иных организациях (-2,9%), из которых 41 факт коммерческого подкупа (+57,7%).

Статистические показатели выявленных должностных преступлений в различных отраслях экономики выглядят следующим образом: распоряжение недвижимым госимуществом – 113 преступлений; образование – 67 преступлений; строительство и ЖКХ – 10 преступлений; здравоохранение и социальное обеспечение – 7 преступлений и лесное хозяйство – 2 преступления.

В первом полугодии 2017 года преступлениями коррупционной направленности причинен ущерб на сумму 270 млн. 773 тыс. руб., из них: по оконченным уголовным делам (из числа находившихся в производстве) – на сумму 269 млн. 584 тыс. руб. По результатам расследования преступлений коррупционной направленности добровольно погашен материальный ущерб на сумму 19 млн. 58 тыс. руб., изъято имущество, деньги, ценности на сумму 4 млн. 342 тыс. руб.

В ходе предварительного расследования уголовных дел коррупционной направленности в обеспечительных мерах наложен арест на имущество в сумме 248 млн. 621 тыс. руб.

Вопросы возмещения причиненного ущерба 28.03.2017 рассмотрены на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов республики по теме: «Об организации взаимодействия правоохранительных органов по установлению имущества, полученного в результате преступной деятельности, в том числе легализованного, и подлежащего конфискации, за счет которого возможно возмещение ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности и обеспечения исполнения приговора».

В анализируемом периоде 2017 года судами Республики Татарстан рассмотрено 115 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 125 лиц.

Субъектный состав осужденных за коррупционные преступления классифицируется по следующим группам: 4 осужденных - должностные лица правоохранительных органов (3 сотрудника органов внутренних дел МВД по РТ, 1 - РОСП УФССП по РТ), 8 осужденных - должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе 4 главы муниципального образования; 4 осужденных – должностные лица сферы образования; 2 – сферы здравоохранения, 14 – представители государственных, муниципальных учреждений и коммерческих организаций.

Например, приговором Вахитовского районного суда г.Казани от 22.03.2017 осуждены начальник отдела по государственному заказу, строительству и снабжению ГНБУ «Академия наук РТ» (далее – Академия) Абуталипов Р.Ф. и главный специалист отдела по госзаказу, строительству и снабжению Академии Мустакимов Э.Ш.

04.06.2013 Министерством финансов Республики Татарстан в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан № 967-р Академии выделена субсидия на сумму 2 млн. руб. на издание пятитомного собрания сочинений члена-корреспондента Академии Галиуллина Т.Н. за счет средств резервного фонда Кабинета Министров Республики Татарстан. 14.06.2013 в Академии была создана аукционная комиссия. В период с 03.06.2013 по 30.11.2014 Абуталипов Р.Ф. и Мустакимов Э.Ш., действуя из корыстных побуждений по предварительному сговору, под предлогом выполнения государственного контракта №2013.23335 от 12.08.2013, заключенного между Академий и предпринимателем, похитили бюджетные денежные средства на сумму 853 400 руб., перечисленные на выполнение государственного контракта, причинив ущерб государству в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.

По результатам рассмотрения уголовного дела в общем порядке действия Абуталипова Р.Ф. и Мустакимова Э.Ш. квалифицированы судом по ч.3 ст.159 УК РФ. Гражданский иск на сумму 838 400 руб. удовлетворен при постановлении приговора.

Приговором суда Абуталипову Р.Ф. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев с отбыванием в колонии общего режима; Мустакимову Э.Ш. – в виде лишения свободы сроком на 1 год 8 месяцев с отбыванием в колонии общего режима.

Противодействие коррупции остается одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов. Во втором полугодии 2017 года планируется сосредоточить основные усилия на противодействии коррупционным проявлениям в наиболее важных социальных сферах, областях реализации приоритетных национальных проектов, а также на борьбу с коррупционными преступлениями повышенной общественной опасности, в том числе совершенными высокопоставленными должностными лицами, лицами с особым правовым статусом, организованными группами. Используя предоставленные законом полномочия, следует обеспечить действенный надзор за исполнением законов при проведении проверок по каждому заявлению и сообщению о коррупционных преступлениях, добиваться строгого соблюдения порядка их приема, регистрации, учета и рассмотрения; принять дополнительные меры к повышению эффективности ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью, направленной на выявление и раскрытие преступлений, связанных с проявлениями коррупции.


Начальник отдела по надзору

за исполнением законодательства

о противодействии коррупции


старший советник юстиции                                                           Р.Н. Латыпов