Предлагаем вашему вниманию выступление прокурора Республики Татарстан Илдуса Нафикова на Всероссийском совещании, состоявшемся 29-30 сентября 2014 года в г. Казани
02.10.2014
Предлагаем вашему вниманию выступление прокурора Республики Татарстан Илдуса Нафикова на Всероссийском совещании, состоявшемся 29-30 сентября 2014 года в г. Казани

Выступление прокурора Республики Татарстан И.С. Нафикова

на Всероссийском совещании по проблемам совершенствования прокурорского надзора  за исполнением федерального законодательства,

состоявшемся 29-30 сентября 2014 года в г. Казани

 

Тема: «Новые  подходы  к  организации  прокурорского  надзора   за  исполнением федерального законодательства: опыт прокуратуры Республики Татарстан»

 

Уважаемые коллеги!

 

Мы рады видеть вас на гостеприимной земле Татарстана и сделаем все возможное, чтобы ваше пребывание здесь оставило у вас только самые благоприятные впечатления.

 

Я – прокурор субъекта Федерации, и наибольшую часть своего времени уделяю «общенадзорной» работе. А учитывая, что и свою трудовую деятельность в прокуратуре я начал на «общем» надзоре, то постараюсь донести до вас свой взгляд с точки зрения организации этой работы и видения новых проблем. Тем более, что п. 22 приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 предписывает прокурорам субъектов обеспечить должную организацию надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина; создать эффективную систему работы и повышения профессионального уровня подчиненных работников.

 

С учетом положений приказа Генерального прокурора РФ мы для себя определили ряд принципиальных позиций, которых должен придерживаться каждый сотрудник при осуществлении «общего» надзора:


- социальная и позитивная направленность надзора: нацеленность не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку;
- отказ от формальных показателей и ориентация на конечный результат как критерий эффективности прокурорского надзора;
- превентивный характер и профилактический потенциал прокурорского надзора, оперативное реагирование и упреждение нарушений.

С этой точки зрения прокурор – не равнодушный фиксатор и каратель нарушений. Он – созидатель правовой инфраструктуры, активный участник социально-экономических преобразований, происходящих в обществе. Он должен знать, какие социально-экономические программы работают в районе, способствовать правовыми средствами в силу своих полномочий их реализации, требовать от других должностных лиц неукоснительного исполнения своих обязанностей для достижения социально-полезных целей.

 

Трезво оценив свою роль и значение в социальном процессе, мы обратили внимание, что с 2010 года ежегодный прирост числа выявленных прокурором нарушений достигал 30% и более. Это стало напоминать «бег по кругу». Из года в год мы обсуждали одни и те же проблемы, принимали одни и те же меры. Когда по итогам 2012 года количество выявленных нарушений (более 100 тыс.) просто перестало вмещаться в клетку отчета, мы задумались об эффективности прокурорского вмешательства. Вместо того чтобы «доить» выявленную проблему для наполняемости отчета, необходимо решать ее – быстро и эффективно. Поэтому все прокуроры были перенацелены на достижение конечного конкретного положительного социального результата и фактическое устранение выявленных нарушений закона, реальное восстановление нарушенных прав граждан. Практика показала, что этот подход, на который нас ориентирует Генеральная прокуратура, гораздо эффективнее.

 

Поначалу было непросто изменить инерционное мышление как республиканского аппарата, так и райпрокуроров. Пришлось строго карать за внесение формальных актов и их искусственное дробление, за затягивание мер реагирования. Так, созданным управлением правовой статистики совместно с управлением по надзору за исполнением федерального законодательства только в этом году проведены 42 проверки в райпрокуратурах, в ходе которых пресечено более трех с половиной тысяч подобных фактов. Новая концепция «общенадзорной» деятельности доводится до непосредственных исполнителей и через решения коллегий прокуратуры республики, в работе которых в формате видеоконференции нередко участвует весь личный состав, и при проведении учебно-методических семинаров, и путем активизации методического обеспечения. В результате сегодня мы можем констатировать позитивные тенденции в психологии наших сотрудников.

 

Особое внимание мы уделяем формированию превентивного характера надзора, предотвращению нарушений закона до их совершения либо до наступления негативных последствий. В этой связи глобальной нашей задачей считаю максимальное приближение надзирающих органов к тем, чьи права мы защищаем. На настоящий момент прокурорские работники в соответствии с моим распоряжением активно выходят в микророрайоны, управляющие компании и крупные ТСЖ, в трудовые коллективы, участвуют в сельских сходах, где принимают население, инициативно выявляют «узкие» места, недоработки органов публичной власти, добиваются оперативного их устранения.

 

Активно практикуются выездные приемы населения руководством республиканской прокуратуры. Я лично объехал все районы и города,  был и на крупных промышленных объектах, встречался с населением, что позволило обнаружить ряд насущных проблем, по которым были приняты неотложные меры.

 

Налажена регулярная системная работа по взаимодействию с Уполномоченными по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, общественными организациями, осуществляющими защиту прав инвалидов, пенсионеров, дольщиков, Торгово-Промышленной и Общественной Палатами.

 

Особую значимость приобретает быстрота получения информации, что позволяет оперативно устранять нарушения. Значительные резервы мы обнаружили в технологическом совершенствовании прокурорской деятельности. Благодаря пониманию со стороны руководства Генеральной прокуратуры и Республики Татарстан, происходит качественное обновление форм и методов работы. Обеспечение всех райпрокуроров и руководителей структурных подразделений аппарата мобильными электронными планшетами с подключением к единой защищенной корпоративной базе позволило значительно повысить оперативность в реализации управленческих решений, усилить взаимодействие как по вертикали, так и по горизонтали среди низовых звеньев и между структурными подразделениями аппарата.

 

Во время поездок по районам, при приеме граждан либо находясь в пути, обнаружив нарушение закона, тут же направляю электронное поручение и оперативно получаю необходимую информацию. В то же время я и сам доступен в любом месте и в любое время суток каждому своему подчиненному, обратившемуся с конкретным вопросом по электронной почте. Мой дневной график и план работы синхронно отображается как в моем планшете, так и на ноутбуке секретаря приемной, благодаря чему каждый сотрудник может оптимально спланировать свое рабочее время.

 

С 7 часов утра каждый руководитель структурного подразделения аппарата (а в необходимых пределах и прокурор района) получает на свой планшет ежедневную подборку сведений СМИ о нарушениях закона, а также суточные сводки МЧС и МВД, что позволяет оперативно организовать их проверку.

 

Рабочий день прокурора района начинается с изучения критических замечаний населения (и своевременности реагирования на них органов публичной власти) на электронном ресурсе «Народный контроль». Портал создан Указом Президента республики в целях развития информационного взаимодействия между гражданами, органами государственной власти и местного самоуправления, изучения мнения населения, создания механизмов общественного контроля и обратной связи. Он позволяет, как осуществлять электронное взаимодействие с каждым ведомством и исполнителем жалобы, так и отслеживать в режиме реального времени ее рассмотрение и результаты работы.

 

Так, в ходе мониторинга системы было установлено, что 05.04.2014 на портал поступило обращение о ненадлежащем состоянии автодороги Казань-Оренбург на объездном участке г. Бугульма, однако своевременно мер принято не было, состояние автодороги оставалось плачевным. Прокуратурой республики в Министерство транспорта и дорожного хозяйства республики было внесено представление. На 30.06.2014 дорога отремонтирована и приведена в нормативное состояние, что подтверждается размещенным на портале фотоотчетом. Виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

 

Разнообразная информация по различным сферам общественном жизни (демография, ЖКХ, трудовые отношения, здравоохранение, образование, имущество и земельные отношения, экология, финансы и бюджет, многое другое) содержится на портале «Открытый Татарстан». Ее анализ позволяет выявить существенные отклонения от средних значений по каждому муниципальному образованию либо ведомству, что может свидетельствовать о нарушениях закона, на основании чего тут же даются оперативные поручения соответствующим райпрокурорам разобраться в существе вопроса.

 

Так, изучение отчетов министерств и ведомств показало, что нереально высокий уровень задолженности за услуги ЖКХ образовался в Верхне-Услонском районе. Направленная туда совместная бригада прокуратуры и МВД обнаружила грубые нарушения закона. Результатом стало возбуждение уголовного дела на собственника и руководителя ООО «Коммунальные сети», приватизировавшего в свое время наиболее лакомые куски коммунальной инфраструктуры путем искусственного выделения из единого коммунального комплекса наиболее затратных объектов с обременением ими муниципалитета. При этом применялись различные схемы искажения информации (о среднесуточном температурном режиме, расходе на эксплуатацию сетей и другие), которые позволяли завышать тарифы и обсчитывать население. Расследование продолжается, мы настаиваем на применении к обвиняемому меры пресечения в виде содержания под стражей.

 

Мониторинг той же базы данных в то же время показал, что наименьшая доля платы за ОДН в Лениногорском районе. Мы изучили эту практику. Выяснилось, что там прокуратура совместно с администрацией потребовали установить в проблемных домах дополнительные приборы учета по стоякам, что позволило выявить незаконные подключения либо нехозяйский подход, различного рода утечки, и тут же провести работу по реальному устранению нарушений. В результате расходы воды на общедомовые нужды снизились в 2 раза, по другим коммунальным услугам – тоже на порядок. В дальнейшем этот опыт был распространен на другие города и районы. В результате мы получили положительный эффект в целом по республике.

 

Хорошие результаты дало использование вместе с органами публичной власти портала «Народная инвентаризация», благодаря чему удалось получить от населения исчерпывающую информацию о нарушениях закона при использовании земель, государственного и муниципального имущества, выявить огромное количество бесхозных и неучтенных объектов, резервы для поступления обязательных платежей в бюджет. Так, только в одной Казани были установлены 302 здания и 272 земельных участка, не используемых надлежащим образом, вовлечение которых в законный хозяйственный оборот позволило увеличить годовой экономический эффект на сумму более миллиарда рублей.

 

Использование перечисленных электронных приложений показывает - мы можем выйти на качественно иной уровень организации работы, повысить информационную обеспеченность прокуроров, избежать многочисленных запросов в государственные и муниципальные органы.

На сегодня завершаются работы по объединению всех прокуратур в единую локальную сеть с использованием линий оптико-волоконной связи, позволяющую повысить уровень электронного документооборота, а также внедрить такие информационные сервисы как видеоконференцсвязь, IP-телефония, обеспечение доступа сотрудников к электронным базам данных, ресурсам ГАС ПС, создать информационный портал для служебного пользования, качественный доступ к глобальной сети Интернет.

 

Естественно, что подобное изменение приоритетов, стиля и методов работы потребовали от нас пересмотра кадровой политики в соответствии с современными требованиями. В условиях, когда от сотрудника требуется самостоятельность, инициативность, когда востребованы навыки работы в современных информационных системах, основное внимание нами уделено усилению требований к профессиональной подготовленности кандидатов для прохождения службы в органах прокуратуры. В результате введения коллегиального тестирования уровня знаний, в том числе навыков письменной речи, повышения требовательности по линии собственной безопасности, психологического отбора, деловые качества лиц, впервые принимаемых на работу в прокуратуру, резко возросли. Это отмечается как райпрокурорами, так и кадровой службой. Мы подняли требовательность к проведению аттестаций, пересмотрели подход к работе с молодыми специалистами. Результаты работы молодежи, набранной по новым квалификационным требованиям, показывают – мы на правильном пути.

 

В заключение, разрешите поблагодарить Вас за то, что совещание по важнейшему направлению надзорной деятельности проводится у нас в Казани. Уверен - выступления участников, активное обсуждение проблем будут способствовать дальнейшему совершенствованию надзора, послужат во благо прокуратуре и России.

 

Спасибо за внимание!