Выступление прокурора Республики Татарстан Илдуса Нафикова на заседании Совета при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции 20 ноября 2014 года
20.11.2014
Выступление прокурора Республики Татарстан Илдуса Нафикова на заседании Совета при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции 20 ноября 2014 года

 

Тема: «О снижении  коррупционных рисков при использовании государственного  (муниципального) имущества, бюджетных средств и негативного влияния проблемных организаций на экономическую безопасность республики»

 

Уважаемые коллеги!

 

В современных условиях санкционного давления на экономику России и ограничения внешних заимствований, сжатия финансовых рынков и сокращения мировых цен на нефть для сохранения лидирующих позиций Татарстана мы должны резко активизировать работу по снижению коррупционных рисков в сфере экономической деятельности.

 

Какие резервы здесь имеются?

 

Первое – работа в сфере правового регулирования. Несмотря на принимаемые меры, продолжаются попытки принятия нормативно-правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы. За последние 2 года органами прокуратуры выявлено более 1300 таких актов, еще в 1400 случаях их принятие было предотвращено.

 

Возникает вопрос, куда смотрят правовые управления, разрабатывавшие документы? Почему не привлекаются к ответственности исполнители и их руководители?

 

Вообще к юридическим службам, да и к самим руководителям госорганов и муниципалитетов, назрела масса вопросов. Их работа в сфере противодействия коррупционным проявлениям оценивается нами критически. Крайне слабо ведется исковая работа с должниками. В итоге истекает срок исковой давности, снижается возможность принудительного исполнения, они банкротятся и снимаются с учета. В судах заключаются «странные» мировые соглашения, разыгрывается роль пассивного наблюдателя. Здесь не только неорганизованность, но и чей-то интерес!

 

Возьмем ситуацию с арендными платежами за использование муниципальных земель и иного недвижимого имущества. В Нижнекамске на 01.10.2014 задолженность по арендным платежам составляла более 39 млн. рублей. За последние два года к должникам предъявлены иски на 26 млн., а реально взыскано лишь 186 тыс. рублей, то есть менее полпроцента от суммы долга. Аналогичная ситуация в Набережных Челнах (более 36 млн. руб.), Зеленодольске (более 12 млн. руб.) и других городах. Давно назрела необходимость тотальной проверки законности и эффективности действий всех властных органов по защите экономических интересов государства и муниципалитетов.

 

Самая большая задолженность в г. Казани, скопившаяся еще с 90-х годов. Но здесь в последние годы мэрией города во взаимодействии с прокуратурой были приняты неотложные меры, в результате чего задолженность с начала 2013 года снизилась к настоящему времени с 476 до 219 млн. руб., то есть более чем в два раза, а доля исполненных судебных актов в пользу муниципалитета увеличилась с 0,5 до 15%. Конечно, ситуация далеко не идеальная, но идет поиск путей решения проблемы.

 

Хорошие результаты дала в столице и "Народная инвентаризация", в ходе которой выявлено 95 бесхозных государственных и муниципальных объектов. Еще 135 пустующих объектов площадью более 18 тыс. кв. м  (а это почти на миллиард рублей) были выявлены в ходе пообъектной инвентаризации имущества казны. Большинство их уже вовлечены в хозяйственный оборот.

 

Такую же работу необходимо провести во всех муниципальных образованиях. В идеале у нас в республике все объекты недвижимости, все земли должны быть прозрачны, находиться в открытом электронном доступе. Это позволит исключить коррупционные факторы, упростит подбор земельных участков потенциальными инвесторами, а, следовательно, сократит и весь техпроцесс строительства, увеличит приток независимых инвестиций, в итоге существенно скажется на увеличении ВРП.

 

Остается актуальным вопрос распоряжения государственным (муниципальным) имуществом с предоставлением необоснованных преимуществ отдельным лицам в обход конкурсных процедур. В текущем году прокурорами выявлено 964 нарушения в указанной сфере. Так, в п.г.т. Куйбышевский Затон Камско-Устьинского района без аукциона гражданину Валиеву был предоставлен в аренду земельный участок площадью около 7 тыс. кв. м, несмотря на то, что на нем находился самостоятельный объект муниципальной собственности – береговой причал. Арендную плату этот гражданин не платил, меры по принудительному ее взысканию, начислению процентов и расторжению договора муниципалитетом не предпринимались. Руководство района обнаглело до того, что проигнорировало даже представление прокурора, оставив его без удовлетворения. Прокурор района добился решения вопроса в пользу муниципалитета через судебные инстанции, в результате чего договор аренды все-таки был расторгнут, а в местный бюджет перечислено 88 тыс. рублей. Но по вине руководства муниципального образования на местный бюджет легли все судебные издержки, а все остальные (кроме лжеарендатора) субъекты малого и среднего предпринимательства были незаконно лишены права  пользования местным причалом для разгрузки инертных материалов на длительный срок.

 

Таким же образом, исполнительным комитетом этого района были незаконно отклонены представление и протест прокурора о предоставлении без торгов в аренду 168 га земли еще одному лицу. Прокурор в итоге добился удовлетворения своих требований через суд, но, опять же, были потеряны время и муниципальные бюджетные средства на судебные издержки.

 

Зуфар Галимуллович! Если ситуация у Вас не исправится, придется разговаривать с Вами на другом, уголовно-процессуальном языке! Посмотрите – из 262 заявлений граждан по земельным вопросам по 55 был нарушен срок их разрешения, а 52 на момент проверки вообще не были рассмотрены, ряд из них - в течение более 5 месяцев! По 40 процентам обращений были грубо нарушены права граждан! Вот вам и «зерно» коррупции.

 

Отдельное внимание считаю необходимым обратить также на деятельность государственных (муниципальных) унитарных предприятий, акционерных обществ с участием государства и муниципалитетов. Как показала проведенная в октябре проверка, нарушения антикоррупционных требований и законодательства о закупках, положений о размещении соответствующих сведений на официальных сайтах допускались в 39 юридических лицах, в том числе на заводе СК, авиазаводе, Татэнерго, Корпорации экспорта, Центральном депозитарии, Татавтодоре, МГС, УКСе Казани и ряде других. По всем внесены акты прокурорского реагирования, которые руководителями этих предприятий приняты к исполнению, нарушения уже устраняются.

 

В части распоряжения государственным и муниципальным имуществом имеются и организационные недоработки. Например, Кабмином принято распоряжение о продаже с торгов имущества, находящегося в оперативном управлении государственного учреждения. Однако в распоряжении не прописан порядок их проведения, что дает возможность организатору торгов размещать информацию только в газете.

 

До настоящего времени не принят нормативный акт о реализации недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного предприятия,  путем продажи его исключительно на аукционе.

 

Большинство муниципалитетов до настоящего времени такие нормативные акты вообще не приняли.

 

Еще несколько слов о формировании эффективной системы противодействия «отмыванию» денежных средств, дальнейший «обнал» которых является основным источником коррупционных доходов.

 

По сведениям Росфинмониторинга, Республика Татарстан занимает одну из «лидирующих» позиций в Приволжском округе как по обналичиванию денежных средств, так и по выводу их за границу. Ранее мы в прокурорской деятельности не раз пресекали попытки вывода в оффшоры бюджетных средств ряда муниципалитетов. С учетом внесенных изменений в действующее законодательство наши действия станут еще более эффективными.

 

Оборот фирм-однодневок в масштабах республики исчисляется десятками миллиардов рублей. Вдобавок, физлицами обналичено еще 2,8 млрд. рублей. Это по сведениям налоговых органов. До Росфинмониторинга же доведена информация об «обнале» лишь 1,7 млрд. рублей. Следовательно, кредитные организации часть этой информации (на сумму более миллиарда рублей) скрыли, то есть Правила внутреннего контроля сработали не везде. С этим еще предстоит разобраться.

 

По итогам 9 месяцев 2014 года в ходе надзорных мероприятий прокурорами городов и районов выявлено 101 нарушение в сфере противодействия легализации доходов. По всем приняты меры прокурорского реагирования.

 

Будет обеспечено и строгое уголовное преследование по фактам преступлений, связанных с обналичиванием денежных средств. Сотрудниками МВД в этом году возбуждены ряд дел по фактам создания 31 юридического лица на 12 подставных физических лиц по ч. 1 ст. 173.1 УК РФ.

 

В то же время следует отметить неудачность конструкции этой нормы закона, сдерживающей ее применение в широких масштабах, как того требует обстановка. Для признания лица подставным требуется установить факт введения его в заблуждение. На практике же чаще происходит просто обоюдная договоренность с лицами из маргинальных слоев населения. Воротилы же «обнала» остаются в стороне. Мы готовим соответствующие законопредложения, и просили бы Вас, Рустам Нургалиевич, вынести их на федеральный уровень.

 

В заключение остановлюсь  еще на одной проблеме. Противодействие коррупции - это создание равных условий для всех. Вместе с тем, отдельные должностные лица, не утруждают себя исполнением рядовых обязанностей. Так, на сегодня задолженность населения по услугам ЖКУ составляет более 4 млрд. рублей. Огромные долги перед поставщиками услуг и ресурсоснабжающими организациями вынуждают их сворачивать инвестиционную деятельность. А сколько ВИП–персон районного и республиканского уровня не платят квартплату, налоги, штрафы? Причем ореол неприкасаемости распространяется не только на недобросовестного руководителя, но и на всю многочисленную родню. Естественно, на местах все про всё знают: иски не подаются, к административной ответственности они не привлекаются, долги растут. Государственный и муниципальный служащий должен быть безупречным примером исполнительности. Предлагаю совместно с Управлением по противодействию коррупции в ближайшее время провести масштабные проверки по данным вопросам с широким освещением результатов в средствах массовой информации и докладом Президенту республики.

 

Спасибо за внимание.